Психологические особенности судебной деятельности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Московская финансово-юридическая академия
Ярославский филиал

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Юридическая психология»

Студент

группы ЮР-21

Преподаватель_______________

_____________________________

Дата сдачи___________________

Дата защиты___________

Оценка_______________

Ярославль, 2004 год


СОДЕРЖАНИЕ

1. Психологические особенности судебной деятельности

2. Каким должен быть руководитель ?

Литература


1. Психологические особенности судебной деятельности

Свойства личности юриста

Каждое из свойств личности юриста может быть, в свою очередь, нормативным, т.е. обязательным, и ненормативным. Они могут быть присущи: всем юристам, группе юристов, индивидууму. Далее, свойства по иному критерию могут быть: одобряемыми, осуждаемыми, нейтральными. Наконец, они могут подразделяться по роли в структуре личности на: ведущие, существенные, малозначимые.

При этом в личности юриста как бы преобразуется система свойств, котороые могут соответствовать друг другу или находиться в противоречии и представляют собой целостное уникальное явление. Но так или иначе каждое из названных свойств и их система должны рассматриваться с позиции задач профессиональной деятельности юриста, а именно необходимости обеспечения правовой безопасности, правовой стабильности, правовой рациональности жизни общества и поведения людей, с позиции соответствия личности юриста потребностям и надеждам общества.

Комплексное отражение сторон юридической деятельности, а также личностных качеств, навыков и умений юриста отражаются в юридической профессиограмме. В ней отражаются следующие стороны юридической деятельности: социальная, поисковая (познавательная), удостоверительная, организационная, реконструктивная.

Профессионально важные качества следователей, судей, прокуроров обусловлены прежде всего их взглядами, направленностью и последовательностью мировоззрения, которое способствует выработке каждой личностью глубокого понимания социальной значимости своей профессии, идейной убежденности, воспитывает чувство долга, справедливости, обьективности, честности, как комплекс профессиональных функций, а также предопределяет активность личности, как стремление принимать деятельное участие в жизни общества, проявляя при этом социально важную инициативу. Сложность и ответственность деятельности по осуществлению правосудия требуют мобилизации всех способностей личности, поскольку последние прямо зависят от ее психологической структуры и избранной профессии. Профессиональные функции формируют психические качества личности, подчиняя их требованиям, предьявляемым той или иной сфере человеческой деятельности. Поэтому каждый субьект, выполняющий правоохранительную работу, должен сознательно совершенствовать свои психические качества, анализировать их состояние применительно к избранной им профессии. Большое значение в данном плане имеет понимание личностью социальных функций, которые она выполняет в связи с осуществлением правосудия. Огромная социальная значимость этих функций определяет нравственную модель личности, создает структуру профессиограммы. В судебно-психологических исследованиях последенего времени анализируется главным образом структура профессиограмм, относящихся к деятельности следователя. Профессиограммы же других представителей правоохранительных органов пока не получили должного освещения. Профессиограмма следователя включает подробное описание всех сторон его деятельности, необходимых качеств и навыков. Первое исследование профессиограммы следователя принадлежит В.Л.Васильеву и представляет собой своего рода профессиональный портрет следователя, основанный на данных психологических и социологических методов изучения его деятельности. Профессиограммма следователя (по В.Л.Васильеву) - это многоуровневая иерархическая структура, отражающая все основные стороны профессиональной деятельности следователя, а также личностные качества и навыки, которые реализуются в этой деятельности. Профессиограмма следователя состоит из нескольких блоков, последовательно включающих определенные стороны его деятельности. К ним, в частности, отнесены:[1]

1 поисковая деятельность (наблюдательность, любознательность, устойчивость к концентрации внимания, высокая ориентация);

2 коммуникативная деятельность (общительность, эмоциональная устойчивость, чуткость, умение слушать человека, умение говорить с ним);

3 удостоверительная деятельность (аккуратность, пунктуальность, четкая письменная речь);

4 организационная деятельность (самоорганизованность, воля, собранность, целеустремленность, настойчивость, организаторские способности в работе с людьми);

5 реконструктивная деятельность (память, воображение, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция);

6 социальная деятельность включает в себя:

общие качества (патриотизм, гуманность, честность, принциапиальность) и специальные качества (стремление к истине и торжеству справедливости, профессиональная гордость, профессиональная этика).

В приведенной профессиограмме главенствующее место принадлежит социальной деятельности, поскольку она способствует формированию профессиональных качеств. Вместе с тем элементы данной структуры взаимосвязаны таким образом, что наличие одного из них определяет эффективность функционирования других.

Следует отметить, что профессиограммы ориентируют учебные заведения

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
128 Kb
Скачали:
0