Общие этические принципы профессиональной этики. Культура общения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

15. Общие этические принципы профессиональной этики

Основы коммуникативной культуры и профессиональная этика

Лекция 15: Общие этические принципы профессиональной этики.

План:

  1. Этика делового общения.
  2. Этические принципы в социальной работе.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между организацией и социальной средой; между организациями; внутри организации - между подчиненными и руководителем и наоборот, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, включенных в деловое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в трудах И. Канта: Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь там же и силу принципа всеобщего законодательства.

Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы твое волевое решение было совместно с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией (способность создания человека сосредоточиться на самом себе), оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто совсем непросто и тем не менее, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность и избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе.

Помните, что:

  • в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей;
  • когда идет речь об этических промахах других, не следует делать из "моральных мух" "моральных слонов". Когда идет речь о промахах своих, следует поступать наоборот;
  • в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе;
  • нравственное отношение окружающих к нам зависит в конечном счете только от нас самих;
  • когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения - "начни с себя!".

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: Относитесь к другим так, как вы хотели бы чтобы относились к вам. Об этом еще говорил Конфуций: Чего не пожелаешь себе, того не делай другим. В общении "сверху - вниз", т.е. руководитель - подчиненный золотое правило этики можно сформулировать так: Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель. Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо, а какое - нет. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат.

В деловом общении "сверху - вниз", т.е. подчиненный - начальник, общее этическое правило: Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные.

Необходимые этические принципы и нормы, которые можно использовать в деловом общении с руководителем:

  1. Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочению справедливых отношений.
  2. Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте свои замечания или предложения тактично и вежливо. (Как вы отнесетесь к тому, если бы:?)
  3. Если в коллективе, "назревает" или произошло событие, то об этом

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Этика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
143 Kb
Скачали:
0