Производство: сущность, факторы. Потребности, ресурсы, блага, факторы. Производственная функция. Закон убывающей доходности. Эффект масштаба

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 2: Производство: сущность, факторы.

1.  Потребности, ресурсы, блага, факторы. Производственная функция. Закон убывающей доходности. Эффект масштаба.

2.  Сущность и организация общественного производства.

3.  Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Закон возрастания дополнительных затрат.

4.  Структура современного производства.

Первый вопрос: Потребности, ресурсы, блага, факторы.

Существование производства обусловлено необходимостью удовлетворения многообразных потребностей людей. Потребность  можно определить как состояние неудовлетворенности человека как экономического субъекта, как несоответствие между внутренними его запросами и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность служит побудительным мотивом деятельности, направленной на устранение этого несоответствия, то есть побудительным мотивом производства по созданию благ, удовлетворяющих эти потребности.

В зависимости от выбранных критериев существуют различные классификации многообразных человеческих потребностей. Например, выделяют индивидуальные, групповые, коллективные, общественные потребности (по субъектам) и так далее. По сферам деятельности, например, выделяются потребности труда, общения, экономические и так далее.

На наш взгляд, интересной является классификация потребностей Маслоу, отражающая современный уровень развития человеческой цивилизации. Эта классификация представлена в учебнике Е.Ф. Борисова Общая экономическая теория, М., 1996 г., с. 11. Итак, уровни потребностей по Маслоу:

-  физиологические нужды (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода и т.д.);

-  потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

-  потребности в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы, в дружбе, в любви);

-  потребности в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

-  потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

                             Пирамида потребностей Маслоу

в саморазвитии

в уважении

в социальных контактах

в безопасности

Физиологические потребности

Быстро происходит насыщение низших потребностей, но безграничны запросы высшего порядка.

Необходимой классификацией является деление потребностей на реальные и идеальные (критерий – степень реализации). С этой точки зрения историю экономики можно рассматривать как историю реализации потребностей, переход идеальных в реальные. Эту связь выражает закон возвышения потребностей – объективная независимая от воли и сознания людей необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры.

Экономическая теория имеет дело с экономическими потребностями. Экономические потребности – это часть человеческих нужд, для реализации которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

Понятие блага.

Потребности людей многообразны, не менее многообразны и средства их удовлетворения. В экономической теории любое такое средство называется благом.  (Благо – средство удовлетворения потребностей). Благо, имеющее вещную форму, называют продуктом, а если оно является предметом сделки на рынке – товаром. Любое действие, направленное на удовлетворение человеческих потребностей, называют услугой. И продукты и услуги в целом обозначают термином «продукция». Этот термин представляет собой синоним слова «блага».

По степени удаленности от конечного потребителя различают, с одной стороны, потребительские блага, а с другой – ресурсы. Потребительское благо может быть использовано для удовлетворения человеческих потребностей непосредственно или с минимальной обработкой своим конечным потребителем. Ресурсы же – это блага, необходимы для производства потребительских благ (факторы производства).

Примечание: Понятие «ресурсы» более широкое, чем понятие «факторы». Ресурсы – это блага, необходимые для создания потребительских благ в потенциале. Факторы же производства – это ресурсы, вовлеченные в производственный процесс.

Человек, взаимодействуя с природой (природными факторами), производит

Похожие материалы

Информация о работе