Технические предпосылки косвенной оценки работоспособности и напряженности труда операторов железнодорожного транспорта, страница 2

-  событие С – адекватная реакция на сигналы опасности, внешней обстановки.

Требование совместного появления этих трех событий вытекает из условий, что в случае отсутствия события А (например, предупредительный сигнал не подан из-за отказа технических средств) или отклика на него (событие В)- технологический процесс должен быть остановлен, либо приняты дополнительные защитные меры безопасности.

Переходя к вероятностям, условие безопасности можно представить следующим образом:

Р(Д)=Р(А)Р(В/А)Р(С/АВ)

где Р(В/А) – условная вероятность появления события В при наличии А;

Р(С/АВ) - условная вероятность появления события C при одновременном наличии А и В.

Особенности трудовой деятельности локомотивных бригад

Железнодорожный транспорт относится к числу отраслей народно!] хозяйства с повышенным уровнем опасности. Это утверждение в полно мере относится и к Московской железной дороги. Здесь постоянно н дятся в движении мощные локомотивы, мобильные маневровь! тепловозы и дрезины, неуправляемые отцепы. Каждая из подвижны единиц в той или иной мере представляет собой угрозу для работающег персонала. Внедрение новой железнодорожной техники, повышен^ интенсивности движения, насыщенность станций и перегонов объектам повышенной опасности приводит к тому, что деятельность человека ц. управлению и обслуживанию подвижного состава становится всё боле-напряжённой. Управление движением поездов ведется как дистанционн (диспетчер, дежурный по станции) так и непосредственно с локомотив (машинист). Технологический процесс зачастую требует нахождени людей на путях одновременно с подвижным составом, причем работ производится в непосредственной близости, а в некоторых случаях и в взаимодействии с объектами повышенной опасности. Производственны операции выполняются в любое время года, круглосуточно и при любы погодных условиях. Факторы влияющие на работу показаны на рис

 


К профессиям железнодорожного транспорта, по общему признанию, предъявляются наиболее высокие требования. В психологическом отношении человек должен отличатся быстрой скоростью реакции, способностью длительное время поддерживать готовность к экстремальному действию, правильным решениям неожиданно возникающих задач.

Известно общее правило, что усложнение функций человека приводит к большей вероятности появления различного рода срывов, ошибок, и т.п. Работник, даже прошедший курс теоретического и практического обучения, в напряженных ситуациях может потерять способность применения имеющихся знаний и навыков, допускает ошибки, которые при определенных условиях могут стоить жизни. Иными слов надежность человека, безошибочность и безопасность действий многом зависит как от индивидуальных психофизиологических качеств так и от условий в которых осуществляется труд. Это значит, что .., недостаточно эффективных средствах объективной защиты, полагая только на защитную реакцию человека, приходится считаться возможностью несчастных случаев.

При рассмотрении любого производства необходимо оценив условия взаимодействия человека с управляемым объектом или тех логическим процессом. Блок-схема такого взаимодействия в общем в может быть представлена на рис.3.2

 


В основе упомянутого взаимодействия лежат процессы, опред... ющие как психофизиологические свойства человека (ощущение, воспр, ятие информации от сигнальных устройств, мышление и принятие реш ний), так и физические условия, которые определяют реализацию пр нятых решений в виде двигательных или речевых реакций.

Машинист как "человеческое звено" в системе управлен локомотивом должен постоянно обрабатывать информаци поступающую как из внешней среды, так и от самого объекта управлен.„ и реализовать ее в управляющих действиях. Он выступает в качеств оператора весьма сложной технической системы. В его деятельиост можно выделить два основных последовательных этапа: подготовк^ локомотива к поездке и саму поездную работу. В подготовку локомотив! входит непосредственный осмотр во время приемки в депо. Поездная работа машиниста предъявляет высокие требования к работоспособность различных анализаторных систем организма. Это прежде всего относите;] к функции зрительного, двигательного и слухового анализаторов. В связ! с незначительным резервом времени для осуществления управляющий действий, что связано с высокими скоростями движения и объективными ограничениями величины тормозного пути, машинист должен в это-, чрезвычайно малый отрезок времен и не только воспринят! соответствующий сигнал, но правильно осмыслить его, принята соответствующее решение и реализовать его в виде необходимого двигательного акта. В этой связи особую значимость приобретает работу зрительного анализатора.

Объектом основного внимания машиниста является путь. Машинист в процессе поездной работы непрерывно воспринимает] осведомительную информацию о состоянии пути, напольных сигналов ни то дорожного пространства, движущихся объектов, имеющих определенное значение для безопасности движения (пешеходы, транспорт ни переездах и т.д.).

 К наиболее постоянным воздействиям мешающим факторам внешней среды следует отнести:

- шум, вибрацию, слепящие действие встречных поездов затрудняющих правельное восприятие информации.

На рис.    схематично показаны предпосылки возникновения опасных ситуаций на железнодорожных путях связанных с явлением человеческого фактора.

   Последствия психофизиологических перегрузок могут проявляться либо непосредственно, либо как предпосылка опасной ситуации.

Необходимо иметь в виду, что возможности человека по перера­ботке поступившей информации ограничены. Другими словами машинист как элемент информационной системы имеет определенную пропускную способность.

При неблагоприятных стечениях обстоятельств (отказы, пожар, авария и.т.п.) может потребоваться переработка такого количества разнородной информации, с которой машинист за отведенное время не может справиться в силу психофизиологических возможностей. В такой ситуации часть поступившей информации теряется, повышается неопределенность, а значит дополнительно растет вероятность позникновения аварийных или опасных для жизни ситуаций.

 


Важнейшим психологическим фактором успешного выполнении деятельности машиниста является внимание. Из общих свойств дш деятельности машиниста профессионально значимыми являются как распределенность, интенсивность, так и устойчивость внимания, т.с способность поддерживать необходимый уровень внимания в течение длительного времени и вместе с тем не концентрировать его надолго лишь на одном или нескольких объектах, иметь в "поле зрения" всю поездную ситуацию в целом.