Франция, общая характеристика экономики. Практика Франции индикативного планирования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Франция.

Общая характеристика экономики.

Франция – одна из главных держав в системе мирового капиталистического хозяйства. По своей структуре Франция – высокоразвитая индустриальная страна. В валовом внутреннем продукте доля промышленности на 1974 г. –35,8%, строительства 9,6%, сельского хозяйства 5,3% , торговля 16,9%, транспорт 4,9% и других отраслей сферы услуг 27,5%. Промышленные изделия дают около 3/4 стоимости французского экспорта. Франция – крупнейший экспортер сельскохозяйственной продукции. Важное значение для экономики страны имеют внешняя торговля и финансовая деятельность; вывоз и ввоз капитала, иностранный туризм. Она занимает 4-е место среди развитых капиталистических государств по объемам промышленного производства (6,4% - 1976 г.), одно из первых мест по размерам сельскохозяйственной продукции и стоимости внешнеторгового оборота, выводу капитала, размерам золотого резерва. Национальный доход на душу населения составляет 2,670 $ на 1973 г. по современным расчетам.

Для экономики типичны высокая степень концентрации производства и капитала наряду с широким распространением в некоторых секторах хозяйства (с/х, торговля, легкая промышленность) мелкого и среднего производства. Решающие позиции в хозяйстве находятся у нескольких десятков финансовых и промышленных групп, многие из которых тесно связаны с иностранным капиталом.

В 1974 г. 10 крупных банков сосредоточили около 70% банковских активов и почти 80% всех вкладов. Основные отрасли промышленности контролируются немногочисленными концернами и трестами. Например, компания «Сасилор» и «Юдинор» дают 65% выплавки стали; производство алюминия сосредоточено у «Решине-Южин-Кюльман», фирма «Томсон-Брандт» выпускает более 2/3 холодильников и стиральных машин, а монополия «Рон-Пуленк» - свыше 80% синтетических волокон. В нефтеперерабатывающей промышленности выделяют «Компани францез де петроль» и группа ЭЛФ. Иностранные монополии приобрели значительные позиции во Франции сравнительно недавно, в1960-х гг. рост иностранных компаний или организаций смешанных фирм, преимущественно в промышленности. Сумма чистых иностранных капиталовложений, осуществлявшийся во Франции в послевоенный период (до 1968 г.) составляла 41,2 млрд. франков. По размерам иностранных инвестиций на первом месте США, на втором ФРГ, затем Бенилюкса и Швейцария. По данным переписи 1968 г. фирмы с участием иностранного капитала производили 8% продукции, владели 8,5% акций капитала во всех французских компаниях и 10,5% их активов, из 47 отраслей экономики, охваченных переписью, в 7 отраслях зарубежные фирмы владели свыше 30% акций капитала, в 3 – свыше 20%, и в 2 – свыше 15%. По официальным данным, в 1972 г. на предприятия, находившихся под иностранным контролем, приходилось 5%  используемой рабочей силы, 12% коммерческого оборота и 11% капиталовложений всех предприятий на французской территории.

К числу отраслей, особенно зависимых от иностранного капитала, относятся переработка нефти, общее машиностроение, приборостроение, электронная, резиновая, автомобильная, молочная, жировая промышленность.

Значительное развитие получил государственно-монополистический капитализм. Государству принадлежало 1/3 национальной  экономики. Доля государства в ВНП и в производственных капиталовложениях свыше 20%, на государственных и смешанных предприятиях создаются около 25% промышленной продукции на 1975 г.

Национализированы: угольная, газовая, атомная промышленность, большинство электростанций, часть машиностроения, химические и военные предприятия, французский эмиссионный банк и крупнейшие депозитные банки. Государство – собственник почт и телеграфа, табачных и спичечных фабрик, большей части железнодорожного транспорта, каналов, научно-исследовательских учреждений. Имеется множество смешанных предприятий, где представлен и государственный и частный капитал. Среди них «Компани франсез де птроль». Вмешательство государства в экономическую жизнь страны проявлялось в программировании экономического и социального развития, однако эти программы имеют для частного сектора лишь рекомендательный характер. Эффективность государственного программирования ограниченно; финансовая олигархия и  монополии используют государственный аппарат в своих целях. Государство стимулирует слияния компаний в целях, создания монополий

Похожие материалы

Информация о работе