Сущность, формы конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Сущность, формы конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Конкуренция (конкурро – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия хозяйствования.

Она порождается рядом причин:

1.  полная хозяйственная обособленность товаропроизводителей;

2.  полная зависимость товаропроизводителя от состояния рынка;

3.  противостояние всем другим производителям за покупательский спрос.

Рыночная борьба за выживание и процветание – это закон рыночного хозяйства. Современной рыночной конкуренции способствовала свободная конкуренция – борьба всех против всех (домонополистический этап).

Различают:

1. Внутриотраслевую конкуренцию – это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции.

Цель ее – завоевать место под солнцем, т.е. склонить покупателя приобрести продукцию этой фирмы.

Средства ее – совершенствование техники, технологии, экономия ресурсов.

2. Межотраслевую конкуренцию – это соперничество предпринимателей, вложивших свои средства в разные отрасли производства.


Каждый предприниматель заинтересован в получении большего дохода, поэтому происходит перелив капитала из менее доходных в более выгодные отрасли. Главным критерием при этом является норма прибыли, т.е. соотношение результата прибыли к затратам:

В практике хозяйствования могут быть и убыточные предприятия, поэтому задача предпринимателя – перепрофилировать производство или поменять акции на более перспективные отрасли.

3. Совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция (свободный рынок) обладает рядом признаков – их дал Сильвермен. Это рынок, где устанавливается одна и та же цена на один и тот же товар в одно и то же время.

Признаки совершенной конкуренции:

1.  Неограниченное число участников.

2.  Большой и регулярный спрос.

3.  Многообразие форм собственности.

4.  Абсолютная мобильность всех ресурсов.

5.  Наличие у каждого предпринимателя полной рыночной информации.

6.  Абсолютная однородность одноименных продуктов.

7.  Ни один участник рынка не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими, – цены устанавливаются стихийно.

Элементы свободного рынка для эффективного функционирования системы:

1.  Свободное движение цен на основе свободной конкуренции. Правительство не должно диктовать цены, чтобы избежать застоя в производстве и предложении, но в случае войны и научных бедствий оно должно контролировать цены.

2.  Отсутствие давления на поставки.

3.  Адекв6атная информация о рынке.

4.  Вред правительственного вмешательства.

5.  Альтернативное использование ресурсов.

6.  Широкий выбор.

7.  Неограниченное число участников рынка и свободная конкуренция между ними, позволяющая устанавливать рациональное поведение субъектов.

Таким образом, свободный рынок – это самостоятельная, саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, в которой люди делают то, что они сами решают делать.

Свободный рынок – это свободное предпринимательство.

В реальной действительности свободный рынок – это скорее абстракция.

Несовершенная конкуренция – это конкуренция, где не выполняются условия совершенной конкуренции (с/х производство зерна…).

Конкуренция может быть:

1.  Между простыми товаропроизводителями – ориентируются на общественную рыночную стоимость товаров.

2.  Среди единоличных капиталов.

3.  Конкуренция монополий.

4.  Среди покупателей.

5.  Среди продавцов и покупателей и др.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – есть экономический закон рыночного хозяйства.

Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким, «бросовым» ценам.

Различают, таким образом, конкуренцию:

-  функциональную (определенного товара);

-  видовую (по цене и качеству);

-  межфирменную (среди отдельных предпринимателей, фирм);

-  внутриотраслевую и межотраслевую;

-  совершенную и несовершенную.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Экономика
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
125 Kb
Скачали:
0