Фирма. Организационно-правовые формы хозяйствования. Государственные и муниципальные предприятия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Фирма. Организационно-правовые формы хозяйствования.

Основной  структурной  единицей  бизнес  деятельности  является  фирма  (итал. подтверждающая подпись на деловом документе).

Предприятие как первичная ячейка хозяйственной деятельности преследует коммерческие цели.

Место фирмы в экономике определяется различными финансово-экономическими показателями:

-  общегодовой объем продаж;

-  численность занятых;

-  количественные (стоимостные) виды продукции.

Фирма может включать одно или несколько предприятий или производств: может быть однопрофильное или однопродуктовое производство. Современная фирма - это многопрофильное производство.

Распределение капитала фирмы по ряду отраслей, образование многопрофильного производства называется диверсификацией капитала.

Предприятие – главный субъект экономики.

Предприятие - основное хозяйственное звено в системе общественного воспроизводства. Это первичное звено экономической системы. Это совокупность производственных ресурсов. Существенным признаком предприятия является совокупность работников, объединенных общим процессом труда.

Производственные отношения, о которых мы уже говорили, включают:

1) организационные отношения, обусловленные особенностями технологии производства и разделения труда в рамках данного предприятия;

2) связи, вытекающие из отношений собственности на средства производства (распределения, управления, потребления);

3) связи предприятия с другими.

Итак, предприятие - это обособленный технико-экономический и социальный комплекс для производства необходимых благ. Виды и формы предприятий в настоящее время все чаще говорят о фирме как предприятии или объединении, выступающих в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного субъекта.

Предприятия классифицируются по ряду признаков. По сферам деятельности:

- действующие в сфере материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство);

- нематериальное производство, отличительным признаком которого является создание особых продуктов - "услуг" (здравоохранение, образование, культура), посредническая деятельность-установление взаимовыгодных контактов между производителями и потребителями, продавцами и покупателями;

- сфера обслуживания.

По количеству видов производимой продукции:

- специализированные - выпускающие ограниченное число товаров. Различен уровень специализации. Это подетальная, технологическая специализация. В зависимости от размеров предприятия подразделяются на "крупные", "средние", "мелкие". Чаще его определяют через численность занятых на нем работников. Так, в США к очень мелким, кроме обрабатывающей промышленности, относятся предприятия с числом занятых до 20 человек, к мелким-100 чел., средним- до 500 , к крупным - более 500 человек. В общем количестве около 80% мелких предприятий, а около 20%-крупные, но они производят примерно 80% ВНП.

Почему? Крупные предприятия обладают рядом преимуществ. Крупные размеры позволяют использовать преимущества разделения труда внутри предприятия. Разделение труда в рамках предприятия позволяет повышать производительность труда, особенно при использовании специализированного оборудования. Купить специализированную технику для снижения издержек на единицу продукции могут только крупные предприятия. Они могут покупать и ресурсы с оптовыми скидками. Крупные предприятия вкладывают средства в научно-исследовательские и опытно-конструкторские программы, что позволяет снижать издержки и повышать качество продукции. Эти и другие преимущества получили название "эффект масштаба". Но преимущества крупного бизнеса не беспредельны. При повышении предприятием оптимальных размеров могут возникать и отрицательные последствия. Поэтому предпринимателю следует учитывать оптимальные размеры.

В последние десятилетия в экономике развитых стран широкое развитие получил мелкий бизнес. Причина?

1)  особенности современного этапа НТР, который обеспечивает соответствующую материальную базу для эффективного развития мелкого бизнеса;

2)  дифференциация потребительского спроса в условиях растущих доходов населения и преимущественный рост в связи с этим сферы обслуживания.

В чем преимущества мелкого бизнеса?

1. Он динамичнее крупного, легче приспосабливается к изменяющимся условиям; мелкое производство оперативнее отражает изменения потребительского спроса;

2. мелкий бизнес существенно облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала;

3. мелкий бизнес быстрее "впитывает" новые достижения НТП, т.к. он более приспособлен для производства уникальных изделий, быстрее

Похожие материалы

Информация о работе