Бюджетное устройство Российской Федерации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лига возрождения науки России

Международный «институт управления»

Доп_цвет_

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

Тема

«Бюджетное устройство РФ»

Выполнила:

Студентка V курса

Экономического факультета

Группа 51 БЗС

Кудряшова Татьяна

Геннадьевна

Преподаватель:

Ярославль 2002


ПЛАН

Введение

1. Принцип разграничения полномочий в бюджетной сфере: состояние и перспективы.

2. Российское законодательство о бюджетном процессе

2.1. Общая характеристика бюджетного законодательства на момент разработки Бюджетного кодекса и альтернативные подходы к его построению

2.2. Стадия составления проекта федерального бюджета

2.3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета

2.4. Стадия исполнения бюджета

3. Пути совершенствования федеративных бюджетных отношений.

Заключение

Литература

Доп_цвет_


Введение

Современная Россия переживает сложный переходный период в своем экономическом и политическом развитии. Стране приходится одновременно решать ряд серьезных социально-политических и экономических проблем, охватывающих существенные аспекты общественного, государственного и федеративного устройства России. Исследования процессов становления федерализма в современной России предполагает ретроспективный подход к анализу истоков государственного строительства и управления в России. Федерализм в России имеют свою историю развития. Анализ позитивных и негативных сторон является весьма актуальным для становления современного российского федерализма. Доп_цвет_

1990-е годы ознаменовались формированием новых федеративных отношений в России. Выход из острого политического, государственного кризиса в известной степени определился подписанием Федеративного Договора, который предотвратил развал России по примеру Советского Союза. В последующем Федеративный Договор стал составной частью новой Конституции, которая провозгласила федерализм в качестве одного из основополагающих принципов государственного устройства, принцип разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, а также равноправие субъектов Федерации в отношениях с федеральной властью, что явилось важным шагом по пути продвижения к реальному федерализму. Потребовался сложный, длительный процесс, чтобы субъекты Федерации получили юридически равные права. Но говорить о фактическом равенстве субъектов Федерации еще рано, так как прежде всего не завершено формирование политико-правовых основ разграничения полномочий и предметов ведения в частности, в бюджетной сфере.

Именно в бюджетной сфере сосредотачиваются основные противоречия и конфликты между субъектами Федерации и федеральным центром, что отрицательно сказывается на благополучии народов и территорий. Поэтому от решения этой проблемы во многом зависит жизнеспособность самой Федерации. Сбалансированность федеративных отношений позволит достичь подлинного равноправия субъектов Российской Федераций и упрочить целостность Российского государства. Способствовать этому может создание эффективной системы бюджетных отношений между различными уровнями власти, и прежде всего между федеральным центром и субъектами Федерации.

Как отмечается в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "незавершенность формирования федеративных отношений наиболее ярко проявляется в нечетком разграничении предметов ведения РФ, субъектов Федерации и предметов их совместного ведения, в неопределенности финансового и ресурсного обеспечения соответствующих полномочий.

Экономический, бюджетно-налоговый федерализм, по мнению российских ученых и политиков, занимающимися этими вопросами, является главным рычагом нормального функционирования Федерации. Если не решены вопросы бюджетные, финансовые, экономические, то фактически все остальное будет пустая политизация, и это по содержанию, по сути не приведет к нормализации федеративных отношений. Разработка эффективной системы бюджетных отношений между всеми уровнями власти выступает одним из решающих условий осуществления реформ в России как в области экономики, так и в области политики.

Сбалансированность бюджетов и стабильность межбюджетных отношений способствует обеспечению экономической стабильности. Поэтому сегодня следует обратить внимание на то, что политические аспекты функционирования федеративной системы детерминированы созданием устойчивой финансовой модели, которая позволила бы эффективно развивать производство, сочетать широкомасштабные инвестиции в общегосударственные программы с экономическими и социальными интересами отдельных регионов. Доп_цвет_

Требует своего решения проблема выравнивания уровней социально-экономического развития регионов в Российской Федерации. Разница в уровне обеспеченности стандартами социальных благ между субъектами Федерации сильно различается, что крайне опасно для федеративного государства.

Сегодня из 89 субъектов Федерации только 10 обеспечивают более половины поступлений в доходную часть федерального бюджета. В то же время многие территории не только не в состоянии перечислять сколько-нибудь значительные суммы в федеральный бюджет, но и сами оказываются во все большей зависимости от финансовой поддержки центра. В связи с этим должны быть разработаны научно-обоснованные программы преодоления этих противоречий, прежде всего путем устранения различий в социально-экономическом развитии территорий.

Мировая практика бюджетного регулирования федеративных отношений не дает стандартных решений, однозначно применимых для России. Тем более что Россия является страной с большим числом субъектов Федерации; их статус, природно-климатические условия, структура экономики настолько разнообразны, что аналогов в мире не существует. Поэтому разработка эффективной, и именно российской, системы бюджетных взаимоотношений между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между субъектами Федерации и органами местного самоуправления является исключительно актуальной. Поиск общих, типичных форм взаимосвязей бюджетов субъектов Федерации

Похожие материалы

Информация о работе