Государственный бюджет. Виды классификации расходов бюджета

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Бюджет представляет собой единство таких финансовых категорий, как налоги, государственный кредит, государственные расходы, через которые осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Утверждается законодательными органами власти – парламентами.

По материальному содержанию государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения национального дохода.

Основные функции государственного бюджета:

·  Перераспределение национального дохода;

·  Государственное регулирование и стимулирование экономики;

·  Финансовое обеспечение социальной политики;

·  Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Бюджетная система России как Федеративного государства состоит из бюджетов трех уровней, которые являются её самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней (Федеральный бюджет Российской Федерации с бюджетами государственных внебюджетных фондов и бюджеты субъектов Российской Федерации с бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов). К третьему уровню относятся местные бюджеты. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории образует консолидированный бюджет.

В Российской Федерации законодательно закреплены основы бюджетного устройства. Основные принципы бюджетного устройства:

·  Единство бюджетной системы;

·  Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

·  Самостоятельность бюджетов;

·  Полнота отражения доходов и расходов бюджета;

·  Сбалансированность бюджета;

·  Эффективность и экономность использования бюджета;

·  Гласность;

·  Достоверность бюджета;

·  Адресный и целевой характер бюджетных средств.

Расходы федерального бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, административно-территориальным устройством государства, формами выделения бюджетных средств. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого уровня государства.

Выделяют следующие виды классификации расходов бюджета:

1.  по степени влияния расходов на процесс расширенного воспроизводства:

а) текущие – на покрытие текущих потребностей – содержание экономической и социальной инфраструктуры, национализированных отраслей экономики, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений, текущие субсидии нижестоящим государственным органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу.

б) капитальные – вложение в основной капитал и прирост запасов товарно-материальных ценностей – капитальные вложения в различные отрасли экономики, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям и местным органам власти.

2.  по направлению финансирования:

Расходы могут направляться на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, науки, обороны; содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; оплату расходов по внешнеэкономической деятельности; расходов по обслуживанию государственного долга; создание резервных фондов; финансирование приоритетных государственных программ.

3.  по ведомству – получателю средств:

·  министерство;

·  учреждение-получатель.

4.  по целевому признаку:

Каждая сумма расходов, распределенная по отдельному направлению может быть разделена в зависимости от конкретной цели расходования на следующие статьи: заработная плата, отчисления на социальные нужды, канцелярские и хозяйственные расходы; служебные поездки; стипендии; расходы на питание; приобретение медикаментов; государственные капитальные вложения и т.д.

5.  по территориальному признаку:

Расходы бюджета подразделяются в зависимости от государственного устройства на расходы Федерального бюджета, расходы субъектов федерации и местные расходы для федерального государства или расходы центрального и местных бюджетов.

На военные расходы в промышленно развитых странах приходится от 20 до 40% общей суммы расходов государственного бюджета. Военные расходы могут быть прямыми и косвенными.

Прямые военные расходы находят свое отражение в специальных военных бюджетах, являющихся составной частью государственного бюджета. Они покрывают расходы на производство новых стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования военного характера, содержание военных и военно-политических блоков. Прямые военные расходы возрастают в годы войны и в условиях милитаризированной экономики.

К косвенным расходам относятся: часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу (в части обслуживания займов на военные нужды), репарации (возмещение убытков, причиненных странами, начавшими военные действия), пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших, а также военные расходы, которые проходят по статьям гражданских ведомств (например, финансирование строительства дорог и других объектов стратегического значения).

В Российской Федерации на оборону расходуются около 17% бюджетных средств.

Размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: особенностей международного положения, уровня развития военного дела и состояния технической оснащенности армии и флота, протяженности и характера внешних границ государства и экономического потенциала экономики страны. В состав прямых военных расходов в Федеральном бюджете Российской Федерации входят следующие расходы:

·  расходы на содержание армии и флота – выплата денежного довольствия военнослужащим, заработной платы персоналу, затраты на боевую и спортивную подготовку и т. д.;

·  расходы на закупку вооружений и военной техники;

·  расходы на капитальное строительство;

·  затраты на НИОКР;

·  расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим;

·  затраты на покрытие части Российской Федерации в общих военных

Похожие материалы

Информация о работе