Анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Другими приоритетами федерального бюджета на следующий год Фрадков считает обеспечение национальной безопасности /84,7 млрд руб/ и обороны /119,1 млрд рублей/, а также технологическую модернизацию страны /преодоление отставания от западных стран/. Расходы инвестиционного характера составят в следующем году не менее 136,5 млрд рублей, а на федеральные целевые программы и Инвестиционный фонд предполагается потратить 629,1 млрд рублей.

Доходы федерального бюджета 2007 года, согласно планам правительства, составят 6 трлн 628,6 млрд рублей, расходы - 5 трлн 282,2 млрд рублей. Профицит запланирован в размере 1 трлн 346,4 млрд рублей.

Правительство подвело итоги исполнения бюджета за 9 месяцев. В связи с этим минфин устами своего главы Алексея Кудрина озвучил прогноз исполнения бюджета на год в целом. Если учесть, что в бюджет зачислены непредвиденные доходы от продажи активов "ЮКОСА" и примерно эквивалентная им сумма будет израсходована на капитализацию институтов развития, что учтено в недавних поправках к закону о бюджете, то внешне итоги не так уж сильно отличаются от первоначальных наметок. И все же без "игры ума" не обошлось.

Прежде всего обращает на себя внимание вилка в прогнозе исполнения скорректированного бюджета - перебор по доходам (102,8 процента к плану, что, видимо, связано с последним подъемом нефтяных цен), и только 90,7 процента - исполнение расходов. С учетом существенного отставания от графика, сложившегося к началу четвертого квартала, показатель ожидаемого исполнения расходов может создать ощущение, что бюджетные деньги и в конце года будут осваиваться очень плохо. Но реально это не так. Надо учесть, что из добавленных поправками к бюджету 1,068 триллиона рублей дополнительных расходов примерно 470 миллиардов изначально не были предназначены для использования в текущем году. Это 150 миллиардов, предусмотренных для инвестиционного фонда, а также 320 миллиардов - на лекарственное обеспечение, выполнение ряда федеральных целевых программ и на часть пенсионных выплат. Эти средства пока осядут на казначейском счету и будут использованы только в 2008 году. А инвестфонд, возможно, начнут тратить и того позже, проектов-то для него пока нет, только 8 миллионов удалось списать из ассигнованных 175 миллиардов. Они-то и "портят" общую цифру.

Реально остатки ассигнований федерального бюджета, не использованные по тем или иным причинам в 2007 году главными распорядителями средств федерального бюджета, как ожидается, составят лишь очень небольшую сумму - немногим более 130 миллиардов рублей, примерно 2,3 процента от уточненного плана непроцентных расходов. То есть фактически будет истрачено почти 98 процентов намеченных с учетом поправок кассовых расходов текущего года. Но чтобы достичь этого результата, в последнем месяце финансистам, да и правительству в целом, придется ударно потрудиться. Наверстывание отставания по расходам началось уже в октябре, а в ноябре-декабре, чтобы выйти на прогнозную цифру, среднемесячные бюджетные вливания должны вырасти более чем вдвое. Правда, из этих расходов 550 миллиардов рублей приходится на имущественные взносы в институты развития (БР-ВЭБ, ФСР ЖКХ, "Роснанотех"), которые опять же реально тратиться не будут. Но все же, та их часть, которая успеет осесть на депозитах в банках, с точки зрения воздействия на денежное предложение мало чем будет отличаться от других трат.

Практически основная масса расходов, как и в прошлые годы, придется на декабрь. Если предположить, что ноябрьские расходы окажутся на уровне октября (в прошлом это примерно так и бывало), то в декабре они составят 1,1-1,2 триллиона рублей. То есть среднемесячный с начала года уровень будет перекрыт почти втрое.

Это повторяющаяся из года в год ситуация. Причин тому несколько, и они хорошо известны. Слишком медленно двигались по ведомственным коридорам проекты нормативных правовых актов правительства, на основании которых выделяются бюджетные ассигнования (из 37 таких документов в срок в правительство было внесено лишь 17). Из 47 федеральных целевых программ, на которые в бюджете выделено свыше полутриллиона рублей, к началу года были утверждены только пять. 53 процента бюджетных инвестиций предстоит осуществить в последнем квартале.

Шок этих "точечных вливаний" для денежной системы, несмотря на кажущееся неполное исполнение расходов, может оказаться очень ощутимым. Правда, обычно ни к каким особо трагическим результатам, кроме привычного сезонного всплеска цен, она не приводила. Но в нынешней ситуации, после только что отбушевавшей осенней инфляционной волны и в ожидании очередных выборов, все это может оказаться крайне болезненным. Что касается возможностей стерилизации денежного выброса, то, во-первых, она может и не потребоваться. Просто сократится спрос на централизованное рефинансирование, который

Похожие материалы

Информация о работе