Специфика философского понимания мира

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Ярославский ордена Трудового Красного Знамени

государственный педагогический университет

имени К.Д. Ушинского

студентка III-го курса

профессионального обучения

(экономика и управление)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему

«Специфика философского понимания мира»

Дисциплина

«философия»

Научный руководитель

Шифр: ЭК. 01.22.

Ярославль

2005


СОДЕРЖАНИЕ

1. Философия в системе культуры, ее соотношение с наукой, искусством, религией.

2. Природа философских проблем. Основные вопросы философского познания.

3. Философия и мировоззрение.

Литература


1. Философия в системе культуры, ее соотношение с наукой, искусством, религией.

История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:

·  Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).

·  Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)

·  Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:

а) философия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания;

б) философия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;

в) философия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;

г) философия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века).

Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении философии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих.

Сейчас философия оказывает наукам многообразную помощь:

1.  Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2.  Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.

3.  Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4.  Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5.  Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция философии.

6.  Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

Во-первых, философия логически предшествует науке; во-вторых, философия является завершением науки. Ученый в своей повседневной работе вынужден использовать множество понятий, которые остаются довольно неопределенными; это – понятия времени, пространства, движения, причины, числа, доказательства, истины. Он использует их, как правило, не задаваясь вопросом об их значении или адекватности, и имеет на это все практические основания. Но, пока нет уверенности в их надежности, полученные ученым результаты остаются без фундамента. Философия ставит целью исследование этих понятий, определение их смысла и оценку адекватности. Ученый также некритически использует многие важные общие принципы. Он принимает логику как нечто собой разумеющееся; полагает, что в одинаковых условиях вещи всегда будут вести себя одинаково, а наблюдение обеспечивает доступ к независимо существующему материальному миру. Здесь также его допущения имеют практическое оправдание. Однако они далеко не бесспорны, и дело философа – подвергать их сомнению. Философия, таким образом, занимается исследованием предпосылок науки. Рассмотрим примеры. Физика исходит из принципа, что вся материя подчиняется законам механики. В то же время высшие (и не только высшие) организмы не похожи на машины, порой они явно ведут себя как преследующие определенные цели. Из этих наблюдений возникает древняя проблема соотношения

Похожие материалы

Информация о работе