Философские взгляды Э.Жильсона, Ж.Маритена и Т.Шардена

Страницы работы

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. ЖИЛЬСОНА

2. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ж. МАРИТЕНА

3. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ Г. МАРСЕЛЯ

4. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Т. ШАРДЕНА

ЛИТЕРАТУРА



ВВЕДЕНИЕ

Римско-католическая церковь накануне Первой мировой войны приложила много сил для искоренения «модернизма», который мог вредно повлиять на многих представителей духовенства. Однако эта акция не подразумевала отказа от всякой научной работы.

Такие выдающиеся мыслители современности, как Жак Маритен и Этьен Жильсон, в своих трудах излагали теологическое учение Фомы Аквинского, делая его понятным и убедительным для современного человека. Габриель Марсель разрабатывал философию экзистенциализма, популярного и среди верующих, и среди неверующих.

В протестантизме Карл Барт стал наиболее влиятельным теологом после Шлейермахера, завоевав признание не только у протестантов, но и у католических теологов. Барт развивал христоцентрическое учение, в соответствии с которым познание Бога возможно осуществить только через Иисуса Христа. В США Рейнхольд Нибур возглавил целую школу, которая занималась изучением проблемы отношения христианства к социальным, экономическим и межнациональным вопросам современности.

1. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. ЖИЛЬСОНА

ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри (1884-1978) , французский религиозный философ, представитель неотомизма, историк средневековой философии. Этьен Жильсон критиковал тех ученых, которые в новых открытиях видели угрозу для веры (в его случае - для католической).

"Речь идет о философах и теологах, у которых исследования Пастера в области самозарождения живых существ вызвали сильнейшее беспокойство. Что произойдет, если ученый в результате своих изысканий придет к выводу о том, что при определенных условиях материя может порождать жизнь? Самого Пастера это также волновало не по причине его религиозных убеждений, а из-за научной чистоты его собственных исследований. Если бы поиски Пастера привели его к выводу о том, что в изученных им случаях самозарождения не происходит, то его могли бы заподозрить в том, что им руководило тайное желание избежать конфликта с учением Церкви.

На самом же деле, если такое заключение и противоречило чему-либо, то в первую очередь оно противоречило бы учению схоластических ученых. Св. Фома и все его современники были уверены в том, что разогретая солнечным светом грязь может порождать червяков, мух и других мелких и несовершенных животных. На это могут возразить, что хотя это не очень большие животные, важно уже то, что они живые.

Если бы Пастеру удалось пронаблюдать рождение мухи из стерилизованного препарата, история биологии, да и всей современной науки, развивалась бы сейчас в другом направлении. К сожалению, эти уроки не идут на пользу. В наше время верующие обеспокоены тем, что эксперименты по созданию живой материи могут увенчаться успехом, что позднее позволит производить на свет искусственных людей. Даже в том случае, если эта мечта осуществилась бы, то это все равно не давало бы поводов для беспокойства.

Единственное, что по этому поводу говорит теология, заключается в том, что Бог индивидуально создает каждую душу в тот момент, когда эмбрион превращается в человеческое тело. Будет ли этот эмбрион искусственным или же естественного происхождения никакого значения не имеет. Правда, религия не может этого доказать, но она в это верит; доказывать это не ее дело, и науке никогда не удастся продемонстрировать обратное. Верующие с трудом привыкают к той идее, что, как говорит апостол Павел в послании к Тимофею, "Бог пребывает в свете недостижимом".

Они произносят эти слова, верят в них, но забывают их при первой же возможности. Истины веры сверхестественны, поэтому они находятся вне досягаемости науки. Не стоит опасаться за их сохранность, так как всякая научная истина относится к природе и принадлежит ей по своей сущности; тогда как истины веры, в свою очередь, неотчуждаемо относятся к своей области... Жильсон (французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма, 1884-1978 г., академик, профессор Колеж де Франси) говорит: "Церковь оказывает неукоснительное сопротивление любой философской реформе, которая потребовала бы видоизменения догматической формулы, и она права ...".

В наше время нельзя обращаться к ученым, упорствуя в своём непризнании выводов науки. Томисты теперь признают, что если бы философия закрыла глаза на необратимые успехи науки, она, по утверждению Жильсона, была бы не в состоянии вступить в диалог с ними, лишила бы себя средств самозащиты в случаи нападения на неё извне. Приходится теологам искать примирение с наукой, в условиях подъёма научного миропонимания. Отсюда стремление неотомистов "ассимилировать общие выводы наук

Похожие материалы

Информация о работе