Смысл понятия «правовая аксиология». Зарождение философии права в античном мире

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство общего и профессионального образования РФ

Ярославский филиал московской

финансово-юридической академии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по

дисциплине

«Философия права»

Вариант № 3

Выполнила:

Студентка гр. ЮР-61

Ярославль 2002


Содержание

1. Смысл понятия «правовая аксиология»

2. Зарождение философии права в античном мире

Список использованной литературы


1. Смысл понятия «правовая аксиология»

АКСИОЛОГИЯ (от греч . axia - ценность и ...логия) - учение о ценностях.

АКСИОМА (греч . axioma) - положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности; истинное исходное положение теории.

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ построения научной теории в виде системы аксиом (постулатов) и правил вывода (аксиоматики), позволяющих путем логической дедукции получать утверждения (теоремы) данной теории.

Без ценностного подхода нельзя выявить подлинную роль права в социокультурном прогрессе, во всей полноте уяснить преобразующее значение правового сознания, «чисто человеческие, личностные аспекты права». Недооценка правовой аксиологии, имевшая место в недалеком прошлом (когда сам термин «аксиология» казался крамольным), несомненно, негативным образом сказалась на разработке целого ряда фундаментальных теоретических проблем социалистического  правоведения, включая проблемы правотворчества, правоприменительной деятельности, социалистического самоуправления. Образовался определенный вакуум в исследовании ценностных аспектов права, что обусловливает интерес к работам по правовой аксиологии.

С гносеологической точки зрения любая правовая норма не что иное, как субъективный образ объективной действительности, иначе говоря, явление сознания. Отражение — функция сознания, без сознания нет отражения. Право — не просто определенный интерес, некая воля, это — общественное сознание. При ином понимании права, оно выглядит чем-то потусторонним, как бы извне регулирующим человеческое поведение. Любая нормативная система формируется, развивается, реализуется сознательно, ее функционирование не может быть оторвано от сознания, что и предопределяет ее ценностные характеристики как регулятивного феномена. Ценность всегда осмыслена, за порогом сознания она не существует.

Уяснение духовной сущности права, его ценностных критериев – обязааность каждого юриста. Хотя право невозможно рассматривать без учета обусловливающих его материальных, экономических факторов, это «еще ничего не говорит о его ценности". Ценностными критериями в сфере права выступают его идеалы, в основе которых лежат определенные общественные потребности, интересы. Давая в этой связи ретроспективную оценку естественноправового учения, можно указать, что «оно обосновало необходимость оценочного подхода к действующему праву и направило внимание на поиски критерия оценки права вне самого права и вне государства как организации, обладающей функциями в области правотворчества и правоприменения». Прослеживая эволюцию правовых идеалов, их историческое развитие, можно сделать вывод, что подлинное социальное государство не может не быть правовым.

При определенных условиях право как таковое может функционировать в системе данных общественных отношений «и без закона, даже вне закона, если таковой имеется». Право — не конгломерат определенного количества законодательных актов. Оно реально существует в сознании людей, которое внешне выражается в конкретных действиях, поступках. Данное положение вполне согласуется с марксистским пониманием права как социального регулятора, в основе которого лежит «начало личности» (К. Маркс). Справедлив также вывод, что определенный пласт правовых норм, как бы он ни переплетался с моральными нормами, останется в качестве «элемента научного социального управления» и в будущем неполитическом обществе, когда классовое уступит место бесклассовому, общечеловеческому.

Конструктивно оценивая регулятивные возможности права, необходимо обратить внимание на социальную значимость правовых нормативов. Неоправданная их идеализация может привести лишь к отрицательным последствиям, затормозить правовой прогресс. Право, его нормы не всегда и не во всех случаях «выражают, воплощают в себе ценности и сами являются ценностями». И это относится не только к различным системам права.

Любое нормативное поведение есть осознанное поведение, вне сознания оно не существует. Нормативное не идентично должному или метадолжному. Если бы это было так, нормативное как таковое лишилось бы главных ценностных характеристик, определяющих его функциональную значимость (мера свободы). Если же должное понимать в качестве чего-то объективно необходимого, то это иной ракурс вопроса, теоретическое решение которого требует более точного понятийного инструментария.

Что же касается правоприменительной деятельности, то как таковая она не сводится к конкретизации правовых нормативов (это не ее функция), хотя может существенно способствовать этому. Не улавливается проводимое в книге различие между понятиями «правотворчество», «правообразование», «формирование права».

Первооснова естественно-правовой теории – различение  установленного, условного права (закона) и естественного безусловного права были заложены еще в глубокой древности. В этой традиции осмысления правовых явлений с позиций знания

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
91 Kb
Скачали:
0