Наука как коллективная деятельность. Понятие социального института науки. Наука и ценности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

НАУКА КАК КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наука представляет собой не только знание, но и деятельность, – причём преимущественно коллективную деятельность. Ведь, открытия в науке являются, как правило, результатом коллективного действия людей. И само понятие “научное знание” тоже предполагает именно коллективную деятельность ученых. Поскольку, научное знание – это такое знание, которое, во-первых, получено на основе принятых научным сообществом процедур и методов, во-вторых, подтверждено экспериментами, проведенными в разных научно-исследовательских лабораториях, в-третьих, выражено в общеустановленных терминах, и, в-четвертых, согласованно с результатами ученых, работающих (и работавших) в той же и в смежных областях.

В обществе “полноценная” научная деятельность осуществляется, благодаря слаженной работе самых разных (как научных, так и ненаучных) коллективов. Ведь, кто-то призван заниматься разработкой научной проблемы, кто-то призван обслуживать техническую аппаратуру, кто-то – выполнять расчёты, кто-то – обеспечивать финансовую и материальную поддержку…

Сегодня наука превратилась в сложную социальную организацию, обеспечивающую взаимодействие самых разных коллективов.

Об этой особенности науки замечательно говорит Л. Флек в своей статье “Наука и среда”:

“Некогда верили, что благодаря науке таинственная и сложная система природы когда-нибудь станет чем-то простым и ясным для понимания. Но теперь наука стала творением, ни в своих основах, ни в целом не более простым, чем природа, и даже ещё менее доступным. В лесу труднее заблудиться, чем в ботанике, вылечить больного легче, чем узнать, что с ним в действительности происходит. Открытие, сделанное специалистом, должно быть несколько раз переоткрыто популяризаторами, чтобы, пройдя ряд этапов, наконец, сделаться доступным для профана или для специалиста, работающего в другой области науки. Поэтому возникает профессиональное посредничество, которым занимаются люди, ставящие своей главной целью согласование, выравнивание уровней знания. Но это уже чисто социальная задача, а не внутренняя цель специальных отраслей научного знания. Результаты работы этих посредников оказывают влияние и на специалиста, который за рамками своей области полностью полагается на них и черпает у них общие понятия, воззрения и стимулы для своих рассуждений”.

И далее Л. Флек продолжает свою мысль: “Наука стала слишком сложным явлением, подчиненным каким-то особенным, нам пока ещё не известным законам, действенным, как правило, независимо от намерений и мнений отдельных учёных. Её черты могут даже казаться иррациональными хотя бы потому, что их нельзя предвидеть, исследователь не может заранее знать, чем станут результаты его собственных исследований, пройдя через огромную мельницу коллективного мышления. Будут ли они подхвачены, или канут в безмолвие, или как-то странно преобразятся? Часто всё это зависит не от содержания, а от формы полученных результатов. Слово, в какой-то момент родившееся лишь как наименование вещи, к изумлению автора, может стать лозунгом, уже потерявшим прямую связь с этой вещью. Лозунг этот вызывает у научной общественности непредвиденные реакции. Здесь мы встречаемся не с зависимостью от культурной среды, а с коллективной природой самого научного труда[1]”…

Коллективная природа научного труда, таким образом, определяет и состояние науки, и её направления развития.

Вместе с тем, наука, являясь сложной социальной организацией, тесно взаимодействует и с другими социальными сферами – с промышленными предприятиями, с государственными учреждениями, с учебными заведениями и т.п.

Следовательно, можно с полным основанием утверждать, что наука является общественным образованием. И общество способно как стимулировать, так и затормаживать её развитие. Да и наука, в свою очередь, тоже способна определять пути развития общества…

Поэтому, очень большой интерес представляет собой анализ науки как социального явления.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА НАУКИ

В общественной жизни можно наблюдать относительно устойчивые отношения между людьми. А те сферы, что упорядочивают деятельность и поведение людей, называются социальными институтами.

Социальный институт представляет собой совокупность лиц и учреждений, выполняющих в обществе определенную функцию; и возникает социальный институт исходя из потребностей общества.

В целом, общество можно рассматривать как систему взаимосвязанных

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
98 Kb
Скачали:
0