Расчёт экономического эффекта от создания и внедрения в локомотивном хозяйстве устройства для измерения геометрических параметров рамы тележки тепловоза ЧМЭ3, страница 2

где АИГ - изменение годовых текущих издержек ЖДТ на эксплуата-цию тепловозов в результате внедрения устройства типа А2240, млн. руб.

Приведение равновремённых затрат и результатов к расчётному году выполняется путём умножения на коэффициент (дискант) приведения, оп-ределяемый по формуле:

где 1р - порядковый номер расчётного года, начиная от начального,

1 - порядковый номер 1>ого года, начиная от начального, 1=1.

6.4. Единовременные затраты

В качестве единовременных (К) при использовании новой техники рассматриваются затраты на проведение опытно-конструкторских работ и затраты на изготовление устройств типа А2240. Формула для определения единовременных затрат выглядит следующим образом:

К = К^ - А + ^ Кокр • (XI, млн. руб.;

где Ьч - затраты на изготовление устройств типа А2240, млн. руб.; А - ожидаемый объём производства устройств в 2002 году, шт.; КОКр ~ единовременные затраты в 1-ом году на проведение восстанови-тельных работ устройства, тыс. руб.

6.4.1. Затраты на изготовление устройств типа А2240 в 2002 году

213,8 - (1 - 0,2). 1,05 • 25 = 4489800 руб. * 4,49 млн. руб.; где 213,8 - затраты на изготовление устройства (опытный образец), тыс. руб.;

0,2 - коэффициент, учитывающий снижение стоимости серийного уст-ройства по сравнению с опытным образцом;

1,05 - коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы;

25 - ожидаемый объём производства устройств в 2002 году, шт.

6.4.2. Затраты на отчисления на восстановление устройств

Затраты составляют: 429,7 тыс. руб.

где 0,9091 = 2002 году.

6.4.3. Итого единовременных затрат

К>4,49- 106-0,

9091 + (429,7 • 103 • 0,9091) = 4,47 млн. руб. - коэффициент приведения затрат 2001 года к расчётному

6.5. Текущие издержки

Изменение текущих издержек обусловлено снижением расхода ди-зельного топлива на тягу поездов, увеличением расходов на заработную плату с начислениями на диагностирование и регулировку угла опереже-ния подачи топлива.

Изменение текущих издержек определим на один тепловоз.

6.5.1. Изменение расхода дизельного топлива

Традиционно, тепловозные двигатели регулируются по геометриче-скому углу опережения подачи топлива в статике, что не учитывает изме-нения, выносимые форсункой, топливопроводом высокого давления, ско-ростными режимами, состоянием плунжерной пары и т.д.

Устройство А2240 позволяет измерять действительный угол опере-жения подачи топлива, т.е. угол от момента непосредственного впрыска топлива в цилиндр. Это позволяет регулировать действительный угол опе-режения подачи топлива с точностью до 0,5°.

Отклонение начала впрыскивания на 1 ° поворота коленчатого вала (для тепловозных дизелей это составляет всего около 0,003 с) изменяет мощность дизеля и его экономичность на 1-2% [11, с. 20].

Таким образом, внедрение устройства А2240 позволяет снизить рас-ход дизельного топлива на 2-6% (в настоящем расчёте принято 3%).

6.5.1.1. На тягу поездов тепловозов М62 и ТЭП60

Для определения снижения расхода топлива на тягу поездов в ре-зультате внедрения устройства А2240 необходима величина расхода топ-лива тепловозом на измеритель. В данном случае для расчёта принимаю среднеэксплуатационный расход условного топлива на 104 ткм брутто, ко-торый по данным ЦТ МПС за 2002г. Составил 54,8 кг.

***  • Ю"4 - 10'3 - 965 - 103 • 365 - 0,7 - 0,03 = 27,95 т., 1,45 т.е. снизится на 27,95 т.

То же в стоимостном выражении:

6 • 103 - 27,95 - 167,7 тыс. руб.;

где 54,8 - среднеэксплуатационный расход условного дизельного топлива на 104 ткм брутто, кг;

1,45 - коэффициент перевода условного топлива в натурное; 10~3, 10~4, 103 - переводные коэффициенты;

965 - среднесуточная производительность тепловоза, тыс. ткм брутто; 365 - продолжительность года в сутках;

0,7 - доля тепловозов эксплуатируемого парка в инвентарном; 0,03 - 3% - процент снижения дизельного топлива в результате вне-дрения устройства;

6 - среднесетевая стоимость дизельного топлива (натурного) на 2002 г, тыс. руб. за 1 т.

6.5.1.2. На диагностирование

Дополнительный расход топлива на диагностирование дизелей одно-го тепловоза (М62 или ТЭП60) в год составляет:

167

\-з _

30 - -^. • 0,42 • 4 - 10° = 0,053 т.,

160 т.е. увеличится на 0,053 т.;

где 30 - часовой расход дизельного топлива дизелем типа ДЮО на х.х. (данные лаборатории двигателей внутреннего сгорания ВНИИЖТа), кг;

167 и 160 - удельный эффективный расход топлива при номинальной мощности соответственно дизеля 11Д45 или 14Д40 и 10Д10, ч / э.л.с.ч.;

0,42 - время работы дизеля тепловоза на х.х. в процессе диагностирова-ния, час.;

4 - периодичность диагностирования дизеля по углу опережения подачи топлива в течение года (1 раз в квартал);

10"3 - переводной коэффициент; То же в стоимостном выражении:

6- 103. 0,053 = 318руб.

6.5.1.3. Итого изменение затрат снижением расхода топлива теплово-

зами ТЭП60 и М62 в год

167,7 • 103 - 318 = 167,38 тыс. руб. В натурном выражении:

27,95 - 0,053 = 27,9 т., т.е. снизится на 27,9 т.

6.5.1.4. На маневровую работу тепловозом ЧМЭЗ

Снижение расхода топлива маневрового тепловоза ЧМЭЗ определяется исходя из часового расхода топлива тепловозом, в зависимости от ко-личества перерабатываемых на станции вагонов.

В среднем одним маневровым тепловозом за 1 час работы на сорти-ровочной станции перерабатывается 160 вагонов. При этом часовой расход топлива (натурного) маневровым тепловозом ЧМЭЗ составляет:

23,8 • 0,98 - 23,32 кг,

где 23,8 - часовой расход дизелыюго топлива тепловозом ТЭМ2 при сред-нем объёме перерабатываемых вагонов [12, с. 116, табл.28], кг;

0,98 - корректировочный коэффициент, полученный из соотношения 162 /165 - удельного эффективного расхода топлива при номинальной мощности дизелями тепловозов соответственно ЧМЭЗ и ТЭМ2 в ч / э.л.с.ч.

Таким образом, изменение годового расхода топлива тепловозом ЧМЭЗ в результате внедрения устройства типа А2240, составляет:

23,32 - 23,5 - 365 - 0,7 - 0,03 = 4200,57 кг « 4,2 т. То же в стоимостном выражении:

6- 103. 4,2 » 25,2 тыс. руб.,

где 23,5 - время работы маневрового локомотива в сутки, час.; 0,7 - доля тепловозов эксплуатируемого парка в инверторном.