Психолого-педагогическое изучение подготовки высококвалифицированных спортсменов-единоборцев как деятельности

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы


ПЛАН

Литература


1. О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В СПОРТЕ

В отчетах о соревнованиях журналисты нередко указывают "психологическую подготовку" как на причину успешного или неудачного выступления, не ведая, что этот термин в данном контексте неправомерен. Согласно семантике (науке о смысловой структуре слов) под "психологической подготовкой" следует понимать подготовленность в вопросах психологии - науке о психической деятельности.

Когда студент идет сдавать экзамен по психологии у него может быть хорошая или не очень подготовленность в вопросах этой науки. Тут правомерно говорить о его "психологической подготовке". Но когда спортсмен направляется на соревнование, он не штудирует учебник психологии (хотя знание этого предмета всегда полезно), а думает о том как обрести такое психическое состояние, которое позволит выступить успешно. Следовательно, оценивая результаты соревнований нужно говорить не о "психологической", а о "психической" подготовленности спортсменов.

Общеизвестно, что при подготовке нужного психического состояния большую помощь способно оказать овладение возможностями, заложенными в методе психической саморегуляции (ПСР). Ее варианты весьма многообразны. Еще в довоенные годы психологи предложили, в частности такие способы ПСР, как "самоприказ", "самоободренные", "самоубеждение". Пример самоприказа у бегуна на длинные дистанции: "Терпеть, терпеть! Что бы там ни было, я должен все вытерпеть!" и.т.д. Подобные самовоздействия многим спортсменам оказывали соответствующую помощь.

Однако усложнение спортивной деятельности, начавшееся во второй половине нашего столетия, потребовало более сильных способов ПСР- тех которые используются в медицине. Основным отличием медицинских методов ПСР от вышеупомянутых психолого-педагогических состоит в том, что больных обучают своеобразному самогипнозу, при котором необходимая информация "вводиться" в аппарат сознания- в головной мозг, предварительно погружаемый в дремотное, сноподобное, гипноидное состояние. При этом головной мозг обретает повышенную восприимчивость к вводимой в него информации, и она начинает оказывать на психическое и физическое состояние человека более сильное воздействие, чем оказывают слова, например, "самоприказа", используемые в процессе обычного бодрствования. Важным этапом в развитии методов медицинской ПСР стал 1932 год, когда вышла книга немецкого психиатра Иоганна Генриха Шульца "Аутогенная тренировка" (Т). Слово "аутогенная" составлено из двух греческих: "аутос" -сам и "генос" - род. Следовательно, аутогенная тренировка это такое самовоздействие, в процессе которого пациент помогает сам себе избавляться от заболеваний.

Когда в конце 60-х годов АТ попыталась применить в спорте, оказалось, что ее первый ("классический") вариант по И.Г. Шульцу не подходит для решения задач, специфичных для спортивной деятельности. Поэтому начали разрабатываться различные модификации АТ, авторы которых стали их называть тоже АТ, что непозволительно, так как "аутогенной тренировкой" имеет право называться только метод ПСР, созданным И. Г. Шульцем. Поэтому когда в 1968 г. врачи-психиаторы, сотрудники ВНИИФК А. В. Алексеев и Л. Д. Гиссен подготовили спортивный вариант АТ, он получил свое собственное название - "Психорегулирующая тренировка" (ПРТ.)

В 1973 году, чтобы помочь детям-спортсменам, которым было трудно осваивать ПРТ, А. В. Алексеевым была разработана новая - детская методика ПСР, названная "психомышечной тренировкой" (ПМТ). Вскоре и взрослые спортсмены стали использовать ПМТ как метод помощи самим себе, который проще ПРТ, быстрее и легче осваивается и обладает высокой эффективностью. Причем не только в деле психической подготовки к соревнованиям, но и в повышении технического и тактического мастерства. Изучить теорию и практику ПМТ можно по работам А. В. Алексеева "Себя преодолеть!" (1985г.) и "Система АГИМ" (1995 г.) В 17 веке знаменитый философ Рене Декарт сказал: "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений". Терминологические уточнения, приведенные в данной статье, сделаны согласно этому мудрому совету.

2. ОПЫТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКО-КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ - ЕДИНОБОРЦЕВ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоявшее время в теории и методике подготовки спортсменов высокой квалификации в единоборствах (как и в других видах спорта) имеет место определенный разрыв в описании содержания и взаимодействия ее внутренних (психических) и внешних (двигательных) составляющих, а также недооценка спортсмена как личности и субъекта тренировочной и соревновательной деятельности. Результаты многочисленных психолого-педагогических исследований, проведенных автором и другими специалистами по единоборствам (Д.А.Тышлер, М.П. Мидлер, А.В. Родионов, В.С. Келлер, Р.А. Пилоян, В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов и др.), начиная с 60-х годов по настоящее время, свидетельствуют о том, что рассмотрение и анализ подготовки спортсменов с позиции психологической теории деятельности позволяет ликвидировать данные методологические недоработки. В свете этой теории индивидуальную деятельность спортсмена (т.е. индивида в спорте) следует рассматривать как целенаправленное, мотивированное и активное взаимодействие личности с окружающей предметной и социальной средой, в процессе которого психические и двигательные компоненты выполняемых действий находятся в неразрывной взаимосвязи и взаимодействии. При этом психические компоненты являются ведущими в процессе

Похожие материалы

Информация о работе