Социальные обязательства как важнейший институт современного государства. Приоритеты социальной политики

Страницы работы

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие социальной экономики

2. Социальные обязательства как важнейший институт современного государства

3. Социальная работа в поисках нового качества социальной политики

4. Приоритеты социальной политики

5. Текущая социальная политика в современной России

6. Социальная политика и социальная работа

Заключение

Список литературы


Введение

В современной России принято значительное количество социальных обязательств государства перед гражданами, что нашло отражение в многочисленных нормативных документах, регулирующих социальную сферу на разных уровнях государственного и муниципального управления. Данное многообразие социальных обязательств государства затрудняет работу по социальному обслуживанию населения, ведет к нерациональным расходам бюджетных средств, приводит к распылению ресурсов, выделяемых на социальные нужды, в результате чего существенно снижается качество выполнения социальных обязательств. Для социальной сферы России характерна многоступенчатость деятельности по реализации социальных обязательств государства, которая проявляется в том, что основная масса обязательств принимается на федеральном уровне, а финансируется и выполняется на уровне субъектов федерации и, в еще большей степени, на уровне местного самоуправления. Это порождает параллельные регламентации исполнения конкретных социальных обязательств государства, когда каждая ступень власти регламентирует действия региональных и особенно местных и муниципальных органов по исполнению принятых государством обязательств.

Наличие огромного числа норм и документов по вопросам социального характера стало тормозом развития самого института социальных гарантий. Автор приходит к мнению, что этот массив законов и подзаконных актов требует кодификации (унификации правовых актов, достижения единообразия самих социальных услуг государства и механизмов их реализации), что позволит существенно повысить качество социального обслуживания населения. Кодификация социального законодательства позволит классифицировать массив социальных льгот и налоговых преференций, которых сегодня насчитывается сотни, причем по поводу каждой из них есть свое правовое и нормативное основание, свои ведомственные инструкции. Общее количество социальных обязательств государства, которые обращены к конкретным категориям получателей социальных благ, превышает 1000 наименований, причем более 80 процентов из них осуществляются исключительно по месту жительства. Социальные обязательства государства детализируются в многочисленных подзаконных актах и ведомственных инструкциях, дающих нормативный регламент предоставления услуги, оплаты, формы получения конкретной услуги, а также детальное перечисление требований к получателю этой услуги (возраст, доход, состояние здоровья, заслуги и другие жизненные обстоятельства).

Целью кодификации должно стать сокращение количества законов и подзаконных актов, которые связаны с необходимостью распределения общественных ресурсов, финансовых средств федерального, региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов, обеспечения повышенного контроля соответствия исполнительных действий закону, единому регламенту или инструкции. Унификация необходима для повышения адресности социальной помощи, более точного определения необходимых объемов федеральных трансфертов на основе единых показателей, оптимизации межбюджетного выравнивания, расширения рынка социальных услуг и повышении их качества, а также для преодоления множественности социальных обязательств государства. Кодификация нормативных актов, относящихся к сфере социальных обязательств, позволит привести к единству социальную политику российского государства, которая станет единой социальной политикой федерального центра и субъектов Федерации, подкрепленной социальными действиями местных и муниципальных образований. Осуществление социальных обязательств государства перед населением является результатом функционирования налоговой системы. Налоги участвуют в перераспределении национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и формой производственных отношений. Однако анализ, проведенный в исследовании, показывает наличие весьма существенных недоработок, которые существенно снижают налоговые поступления, особенно в местные и муниципальные бюджеты. Поэтому сегодня для оптимизации выполнения социальных обязательств государства необходимо реально позаботиться о налоговом и неналоговом пополнении бюджетов местных и муниципальных образований.

Степень разработанности проблемы. Проблема исполнения социальных обязательств государства предполагает осуществление максимального единства социальной, налоговой и бюджетной политик. Теоретические основы единства социальной и налоговой политики начали складываться с момента принятия государством определенных социальных обязательств. Они представляют собой динамичный и, пока, незавершенный комплекс различных подходов, в которых сосуществуют разные направления, развиваемые в экономике, правоведении, социологии. Как показывает практика, наиболее плодотворным и результативным подходом в этом случае выступает проведение междисциплинарных исследований. Важно иметь в виду и то, что в основе анализа данной проблемы с неизбежностью выделяется несколько теоретических аспектов: объем социальных обязательств государства, объем бюджетных средств, необходимых для их реализации, состояние национальной экономики, уровень и качество жизни основной части населения и особенности системы налогообложения. Поэтому выбор темы исследования, помимо ее актуальности, в значительной степени был связан с попыткой обобщения процесса формирования массива социальных обязательств российского государства, определения путей и методов совершенствования местных бюджетов, на которые приходится большая часть выполнения социальных обязательств государства, а также анализа тех налоговых механизмов, поступления от которых в наибольшей степени наполняют местные и муниципальные бюджеты.

В аналитических работах отмечается интернациональный характер социальных обязательств государства, их сущностная схожесть, вытекающая из природы "социального государства", которое появилось и стало фактом во второй половине XX века. По мнению ряда авторов, социальное государство возникло как продукт холодной войны в противовес социальной политике СССР. Оно проявило себя в особой экономической политике (полная занятость, система партнерства, участие государства, стоящего на страже социальных интересов и нужд населения и защищающего его от социальных рисков), позволившей говорить о трансформации капиталистического государства в социальное.

1. Понятие социальной экономики

В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом [13].

Уже из этой общей характеристики социальной сферы очевидно

Похожие материалы

Информация о работе