Стратегия деятельности неправительственных организаций по продвижению положений женской конвенции, страница 2

Не следует забывать и о средствах массовой информации. Чаще всего их роль представляется в разоблачении и привлечении внимания общественности к нарушениям прав человека. Наряду с этим, СМИ играют существенную образовательную роль как для рядовых граждан, так и для политиков. Журналисты имеют полное право поинтересоваться у политиков, критикующих нарушения прав человека в других странах, почему те же права не соблюдаются в собственной стране. Многие НПО поддерживают полезные контакты с журналистами, предоставляющими НПО новую информацию, а НПО, располагающие информацией, зачастую передают ее журналистам. Кроме того, НПО и индивидуальные правозащитники должны стремиться получить, насколько это возможно, прямой доступ к СМИ через письма в редакционную коллегию, радио- и телевизионные интервью и т.д.

Пекинская Конференция по правам женщин 1995 г. явилась как результатом усилий многих НПО по привлечению внимания к вопросам прав женщин, так и возможностью для усиления международного сотрудничества и координации по этим проблемам. Докладчик Комиссии по насилию против женщин был назначен в 1994 г.; НПО, занимающиеся правами женщин, стали более активными на заседаниях Комиссии по положению женщин и Комитета по устранению всех форм дискриминации против женщин.

Наконец, следует упомянуть две важные политические инициативы по принятию новых международных норм в 1990х годах, в которых принимали участие как НПО, традиционно занимающиеся широким спектром прав человека, так и большое число малых организаций, имеющих только одно направление деятельности. Путем скоординированного давления на правительства, а также  просвещения общественности по всему миру, деятельность отдельных созданных ad hoc коалиций НПО по убеждению правительств привела к принятию в 1997 г. конвенции, запрещающей применение наземных мин.  Представители НПО активно участвовали в межправительственных конференциях, принимающих Устав Международного уголовного суда  (1998 г.), а на заседаниях по разработке Устава Международного уголовного суда даже предоставляли консультации правительственным делегациям.

На настоящий момент существуют международные форумы по правам расовых и этнических групп, женщин, детей, мигрантов, коренного населения, меньшинств, хотя конкретные их полномочия существенно различаются по объему. Многие их этих органов могут быть полезными в привлечении внимания к конкретным нарушениям прав человека либо кампаний по конкретным проблемам, даже если они технически не имеют полномочий на официальное рассмотрение дела.

Редко когда НПО решает ограничить себя только одним из возможных способов борьбы с конкретным видом нарушений, за исключением случаев, когда в наличии имеется эффективная процедура. В большинстве случаев целью является разрешение проблемы, и эта цель может быть достигнута разнообразными способами. Принимая во внимание, что ограниченные ресурсы обычно не позволяют использовать все варианты в каждом из случаев, НПО имеет выбор между следующими средствами борьбы с нарушениями прав человека:

·   использование всех национальных способов зашиты прав;

·  контакт со СМИ, предоставление им сведений о нарушениях прав человека, уже случившихся либо могущих случиться;

·  контакт с докладчиками либо органами, способными предпринять "срочные меры" по разрешению ситуации;

·  подача официальной жалобы согласно соответствующей конвенции;

·  подготовка отчета о ситуации прав человека, основываясь на расследовании, проведенном на месте;

·  подача коммуникации, предусматривающей существование "устойчивой модели" нарушений, в соответствии со специальной международной процедурой 1503;

·  поддержка общественных дискуссий о нарушениях в рамках ООН, включая, насколько это возможно, призывы к докладчикам по странам, а также к принятию соответствующих резолюций;