Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества. Цивилизационный подход в методологии истории

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Неизбежность перехода от одной общественно-экономической  формации к другой.

На современном этапе развития общество знания  в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

Цивилизационный подход к анализу общ-ва.

В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общ-ва, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимности с окружающим миром. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на 2 большие группы –восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством. Таким образом,  если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация- на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

2. Цивилизационный подход в методологии истории

На протяжении последних 70 лет в России господствовал формационный подход. Другие теории находились в тени, хотя еще во второй половине XIX века начал формироваться новый метод исследования исторических событий, который к концу XX века занял лидирующее положение - "цивилизационный" подход. Исследованию этого направления и посвящена представленная работа. При ее написании были использованы труды А.Дж.Тойнби "Постижение истории", О.Шпенглера "Закат Европы", Л.Н.Гумилева "Этногенез и биосфера земли", сочинения П.Сорокина и К.Ясперса и проч. Долгое время в Великобритании изучение цивилизации развертывалось под влиянием предпосылок позитивистского натурализма. Это началось еще с Г.Т.Бокля (1822-1862), продолжилось в трудах Э.Б.Тейлора (1832-1917), Дж.Дж.Фрезера (1854-1941) и отчасти сказалось в монументальном творении Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975) "Постижение истории" (1934-1961). Социальный эволюционизм, виднейшим представителем которого на рубеже веков стал Г.Спенсер (1820-1903) внес данное представление в общее сознание. Существенные нюансы в это направление, традиционное для англосаксонских стран, вложил Тойнби, который придал этому понятию определенный методологический смысл. Кроме Тойнби, к числу основоположников цивилизационной концепции относятся Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер и др.

Основной постулат этого подхода состоит в том, что у каждой культурной общности свой путь развития, поэтому не следует говорить об отставании и застойности цивилизаций, не принадлежащих к европейским, т.к. культура отдельной цивилизации по своему разнообразна и уникальна. История представляет собой циклический процесс "возрождения" и "умирания" цивилизаций или культур. Генезис цивилизации происходит под действием каких-либо внутренних или внешних факторов. Американская цивилизация зародилась примерно 500 лет назад (точнее, 12 октября 1492 года), в результате открытия Х.Колумбом Америки. Другим примером служит образование в Восточной Европе скифского государства из-за перенаселенности и социальной борьбы в Греции. Затем цивилизация начинает развиваться, происходит ее рост и по достижении кульминационной точки развития (апогея, пика) начинается "упадок". Борьба по вопросу о наличии закономерности и целесообразности в истории началась в нашей историографии в конце 80-х годов. В 1989 году в журнале "Вопросы философии" были опубликованы материалы круглого стола "Формации или цивилизации?", некоторые участники которого выступили с критикой в адрес марксистской трактовки закономерности исторического развития. Указывалось, что в марксизме не разработаны соотношение закономерностей разного уровня (глобальных, региональных, по странам), закономерности возникновения новой формации, с одной стороны, и распространение этой формации по разным регионам - с другой.

"Методологический кризис", охвативший современную историческую науку, сделал насущным вопрос о закономерности в истории. Он вызвал к жизни огромное множество работ отечественных историков и философов, среди которых следует отметить труды И.Д.Ковальченко, А.Я.Гуревича, Б.Г.Могильницкого, В.Н.Кудрявцева. Все эти работы характеризуются пристальным вниманием к глобальным проблемам исторического познания: материалистическому пониманию истории, формационному и цивилизационному подходу, проблемам общей теории истории, проблеме закономерности исторического развития.

Убеждения многих историков и философов, сторонников цивилизационного подхода иногда оказываются далекими от взглядов циклистов. Поддерживая в принципе идею о своеобразии и самобытности

Похожие материалы

Информация о работе