Лексикон современного человека (богатство речи языковой личности)

Страницы работы

Содержание работы

____________________________________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По русскому языку и культуре речи

ТЕМА «ЛЕКСИКОН СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

(БОГАТСТВО РЕЧИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИНОСТИ)»

Выполнила студентка I курса

заочно -дистанционного института МУБиНТ

специальность: «коммерция и торговое дело»

группы 1З6КМ-11

шифр 021З24

Адрес: Ярославская обл., Ростовский р-н, село Караш,

Ул. Сосновая, д. 5, кв. 6

Тел. 73-75-03

Ярославль 2003
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Лексикографическое моделирование лексикона человека методом наращивания ассоциативной сети

2. Лексикографическое моделирование лексикона человека методом вербального ассоциативно-частотного ряда

3. Лексико-семантический анализ моделей лексиконов

Заключение

ЛИТЕРАТУРА


Введение

Для современного прикладного языкознания, в том числе и русистики, ориентированной на обучение русскому языку иностранцев, характерно стремление строить описание языка как модель “языковой организации человека” (термин Л.В.Щербы) .

Это своеобразное движение к "языковой личности" (Караулов, 1987) ставит перед лексикологией задачу изучения принципиального нового для нее объекта - внутреннего словаря (лексикона) человека как единого функционального целого. Главная особенность этого объекта - недоступность прямому наблюдению - выдвигает на первый план задачу его выявления в виде некоторой лексикографической модели, сохраняющей пусть не все, но хотя бы исследуемые свойства самого объекта (например, состав и структуру) и способной в свою очередь быть объектом дальнейшего исследования.

Аналитический обзор исследований, приведших к формированию основных принципиальных представлений об организации лексикона человека (см.: Залевская, 1990), показал, что в его организации в единое функциональное целое выделяются два наиболее глобальных принципа: ассоциативный, позволяющий рассматривать лексикон человека как ассоциативно-вербальную сеть (см.: Старинец и др., 1968-а, 1968-б; Киш, 1968), и вероятностный, позволяющий рассматривать лексикон человека как вероятностную иерархию составляющих его единиц (Фрумкина, 1967).

Проанализируем возможности использования этих принципов в качестве оснований для экспериментального моделирования лексикона человека.

1. Лексикографическое моделирование лексикона человека методом наращивания ассоциативной сети

В качестве научного метода вербальный ассоциативный эксперимент впервые стал применяться в психопатологии для решения диагностических задач и широко распространился, как отмечает А.Н.Леонтьев, после работ К.Юнга (1913) и его последователей, когда обнаружилась “исключительно тесная связь, которая существует между характером протекания ассоциативных процессов и отношением ассоциируемого материала к личности субъекта, т.е. ... к содержанию всего его предшествующего опыта” (А.Н.Леонтьев, 1983, с.51).

В психолингвистике ассоциативный метод К.Юнга в своей обычной форме однократных ассоциаций (“стимул” - “реакция”) более известен как методика свободных ассоциаций и применяется, как правило, для изучения психологической структуры значения слов.

В интересующем нас плане методика свободных ассоциаций впервые была применена в двух случаях:

а) на материале русского языка, в так называемом “киевском эксперименте” при изучении структуры ассоциативных связей между словами в лексиконе человека (Старинец и др., 1968-а, 1968-б);

б) на материале английского языка при создании так называемого “ассоциативного тезауруса” (Киш и др., 1972, 1973).

Как в первом, так и во втором случае использовался метод наращивания ассоциативной сети, которое происходило в процессе многократного повторения свободного ассоциативного эксперимента, когда каждая последующая ассоциация выступала в роли очередного стимула. И хотя задача выявления лексикона в этих случаях не ставилась, а изучалась его ассоциативная структура, тем не менее можно считать, что моделирование лексикона все-таки происходило, поскольку выявлялась вербально-ассоциативная сеть.

Однако трудоемкость экспериментальной процедуры и необходимость привлечения большого количества испытуемых не позволяет рассматривать метод наращивания ассоциативной сети как эффективный и оперативный способ моделирования лексикона человека, обеспечивающий исследовательские цели и нужды практики.

Кроме того, необходимая в этом случае предварительная работа по отбору исходных стимулов, задающих направление ассоциирования, также является задачей, требующей своего решения. В идеале, в качестве исходных стимулов необходимо использовать единицы, принадлежащие ядру лексикона, однако это ядро выявляется только в процессе обработки результатов эксперимента.

Таким образом, мы оказываемся в своеобразном замкнутом круге, выход из которого нам видится в использовании метода цепных ассоциаций, представляющего собой разновидность юнговского ассоциативного эксперимента, когда испытуемый продуцирует вербальный ассоциативный цепной ряд в ответ на приглашение говорить любые слова, которые в данную минуту приходят ему в голову.

2. Лексикографическое моделирование лексикона человека методом вербального ассоциативно-частотного ряда

В ходе исследования возможностей метода цепных ассоциаций А.Н.Леонтьев еще в 1928 году установил, что искусственное сужение области ассоциирования (ассоциации на заданную тему, на определенную букву и т.д.) не лишает испытуемого способности порождать непрерывный цепной ассоциативный ряд, хотя при этом снижается темп реагирования и наблюдается усложнение структуры ряда (Леонтьев, 1983).

Эти наблюдения не только позволяют сделать некоторые выводы относительно устройства идиолексикона, например, утверждать, что идиолексикон представляет собой объединение в какой-то мере автономных структур и что единица идиолексикона может быть одновременно элементом нескольких структур, но и показывают, что сам метод допускает множество модификаций за счет дополнительных условий. В нашем случае таким условием может стать учет вероятностного принципа организации идиолексикона.

Похожие материалы

Информация о работе