Правовое обеспечение рекламной деятельности. Источники правового регулирования рекламной деятельности в России

Страницы работы

Фрагмент текста работы

V. «Правовое обеспечение рекламной деятельности»

5. 1. Источники правового регулирования рекламной деятельности в России

Роль Федерального закона «О рекламе» в организации и управлении рекламной деятельности

Федеральный закон Российской Федерации "О рекламе" был разработан Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (в дальнейшем - ГАК), принят Государственной Думой 14 июня 1995 г. , подписан Президентом Российской Федерации 18 июля 1995 г. и вступил в действие с 25 июля 1995 г. , то есть со дня его опубликования в "Российской газете". Закон "О рекламе" был опубликован и в Собрании законодательства Российской Федерации за 1995 г. , N 30, статья 2864. Президенту Российской Федерации предложено привести в соответствие с указанным Федеральным законом изданные им нормативные акты, а Правительству Российской Федерации поручено подготовить предложения о приведении в соответствие с упомянутым Законом принятые им нормативные правовые акты. Содержание Закона "О рекламе" было изложено Высшим Арбитражным Судом в Информационном письме от 8 сентября 1995 г. N 05-7/03-540 "О Федеральном законе "О рекламе". [1] В настоящее время не должен применяться, хотя и не отменен, Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. "О защите прав потребителей от недобросовестной рекламы". Указ Президента от 17 февраля 1995 г. "О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы" также не должен применяться, так как в нем говорится о том, что он действует "до принятия Федерального закона о рекламе"

По распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 617-р разработан проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации[2]. Положение же о порядке рассмотрения дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и защите прав потребителей на достоверную информацию при рекламе, утвержденное приказом ГАК от 14 июля 1994 г. N 83 на основании Указа Президента Российской Федерации "О защите прав потребителей от недобросовестной рекламы", отменено приказом ГАК от 13 ноября 1995 г. N 147. Тем же приказом ГАК утвердил новый Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Кроме того, ГАК разработал и направил в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона, в котором предлагается изменить редакцию статей 17 и 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" и главу 9 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" в связи с тем, что они противоречат нормам Федерального закона "О рекламе". Думается, что в проекте этого Федерального закона следовало поставить вопрос об отмене части второй статьи 19 действующих Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых Верховным Советом Российской Федерации 22июля 1993 г. [3], которая противоречит пункту 1 статьи 16 Закона "О рекламе", так как запрещает рекламу алкогольных напитков и табачных изделий во всех средствах массовой информации. Проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рекламе" был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 20 февраля 1997 г. Работа над поправками к Закону "О рекламе" продолжается.

Избежать принятия нормативных актов, противоречащих Федеральному закону "О рекламе", можно было бы, помимо улучшения предварительной проработки проектов этих актов, также путем заключения межведомственных соглашений в сфере рекламного законодательства. Заключение таких соглашений было рекомендовано I Международной конференцией "Конкурентная политика в переходный период", которая проходила в Москве 26 - 28 сентября 1995 г.

Следует отметить, что Федеральный закон "О рекламе" признан Европарламентом лучшим в Европе и рекомендован в качестве образца для написания подобных законов в европейских странах. [4]

Хотя в практике и возникали вопросы о соответствии его Конституции России. Так Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел запросы от Законодательного Собрания Омской области - кандидата юридических наук В. С. Карпунова, от Московской городской Думы - заместителя Председателя А. Н. Крутова; представителей Федерального Собрания Российской Федерации как стороны, принявшей оспариваемый акт, - кандидатов юридических наук П. В. Крашенинникова и Н. М. Лавровой о соответствии статьи 3 ФЗ РФ «О рекламе» Конституции РФ. По этому запросу Конституционный Суд указал:

« Названный закон, согласно пункту 1 его статьи 1, регулирует отношения

Похожие материалы

Информация о работе