Анализ структуры потребностей личности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Введение

Анализ литературы по психологии показал, что большую роль авторы отводят развития личности. Особенно это характерно для представителей гуманистической психологии (К.Гольдштейн, Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс). Объектами изучения, в рамках этого направления, избирались творческие прогрессивные деятели, а методом изучения было обобщение их личностных качеств. В отечественной психологии в исследованиях последних лет, посвященных проблеме личности, этот подход критикуется. В частности, Б.С.Братусь (1988) отмечает, что выбор в качестве объекта изучения личности выдающихся творческих деятелей представляет нам готовый результат, но процесс развития личности при этом от нас скрыт. Однако сам подход к характеристике личности через самосознание и творчество Б.С.Братусь не подвергает критике. Такая критика содержится в пособии А.Г.Асмолова (1990). Он считает мир личности необъяснимым через самосознание и творчество.

А.Г.Асмолов далее справедливо замечает, что психология личности оказалась расчлененной на психологию мотивации, психологию эмоций, психологию индивидуальных различий. С другой стороны, разные направления в изучении личности избрали в качестве "материала" для построения теории личности как основы: влечения, потребности, мотивы и ценности, которые наиболее детально исследуются в психоанализе и гуманистической психологии; факты поведения - исследуются в разных вариантах бихевиоризма и деятельностного подхода; социальные роли - в социально-психологических подходах; знания и убеждения - в когнитивной психологии и т.д.

Говоря далее о необходимости системного подхода к личности, А.Г.Асмолов упоминает об одном из парадоксов системного мышления: элемент в системе и система в элементе, личность в системе общества и общество в системе личности. На мой взгляд, точнее было бы сказать, что общество отражается в самосознании личности. Если развить эту мысль, то следует мыслить личность не только способной вместить в себя, а точнее в сознание и самосознание ту систему, элементом которой она сама является, но и (это еще один парадокс системного мышления) вместить прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, реализация системного подхода  к пониманию личности приводит нас к "удержанию" в характеристике личности и творчества, и самосознания как сторон, моментов, о которых можно сказать, что это об одном и том же. Сам А.Г.Асмолов вынужден вводить "предметную совместную деятельность" в качестве "метода анализа развития личности".

1. Иерархия потребностей по А.Маслоу

Известный американский психолог А.Маслоу – представитель гуманистической психологии – противопоставил свой подход к изучению личности в психоаналитической психологии, считая ее однобокой из-за поглощенности З.Фрейда изучением болезни. Он предложил изучать психически здоровых самоактуализирующихся людей в качестве основы для универсальной психологии. Самоусовершенствование является основной темой жизни человека. А.Маслоу полагал, что люди почти всегда чего-то желают, человек – «желающее существо». Все потребности человека врожденны, организованы в иерархическую систему:

Потребности самоактуализации: реализация потенциала

Потребности самоуважения: значение, компетентность

Потребности принадлежности и любви: присоединение и принятие

Потребности безопасности: долговременное выживание и стабильность

Физиологические потребности: голод, жажда

Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей вышележащих уровней и их участие в мотивации. А.Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность и психическое здоровье он может продемонстрировать. Человек может сам создавать собственную иерархию потребностей вследствие особенностей индивидуальной биографии. А.Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% - физиологические; 70% - безопасность; 50% - любовь; 40% - самоуважение; 10% - самоактуализация.

В дополнение к иерархии потребностей А.Маслоу выделил две глобальные категории мотивов: дефицитные (дефицитарные или Д-мотивы) и мотивы роста (метапотребности, бытийные или Б-мотивы). Дефицитарная мотивация направлена на удовлетворение состояний, связанных с голодом, жаждой, опасностью, и нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие. Б-мотивы имеют отдаленную цель, связанную со стремлением актуализировать потенциал, расширить познание. Как первые, так и вторые потребности, по мнению А.Маслоу, являются инстинктивными, имеющими биологические корни, и поэтому для обретения психического здоровья необходимо удовлетворение не только Д-потребностей, но и Б-потребностей. Депривация Б-потребностей не всегда переживается как осознанное

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
81 Kb
Скачали:
0