Исследование сензитивности раннего возраста

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Исследование сензитивности раннего возраста

Период младенчества(от рождения до года), с точки зрения различных авторов сензитивен в нескольких планах. Так, К.Сноу (Snow K.,1987) пишет, что период  от 8 до 10 месяцев сензитивен для развития способности к различению фонетически контрастных звуковых сочетаний. Дж. Старкей (Starkey D. P., 1983) считает период от рождения до 6-8 месяцев сензитивным к числовому соответствию зрительных и слуховых событий. Весьма длительный период, включающий в себя и период младенчества – от 0 до 6 лет – Л.П.Григорьева (1997) описывает как сензитивный для формирования механизмов зрительной функции.

По мнению Л.С.Выготского, Л.Н.Божович в период младенчества все психические процессы и функции  осуществляются только через  восприятие. Именно в этом возрасте «дифференцируется и проделывает основной путь развития восприятие, доминирующее в системе межфункциональных отношений в данном возрасте и определяющее как центральная доминирующая функция деятельность и развитие всего остального сознания» [3, с.202]. Н.М.Щелованов (1960) считает, что у человека сенсорные процессы в своем развитии опережают развитие двигательной сферы: котята рождаются слепыми, чтобы они не разбежались от кошки; у птиц существует механизм импринтинга, привязывающий их к матери. У ребенка же поведение строится под контролем сенсорики. Младенцы не ждут от взрослых побуждений к моторной или умственной деятельности, они сами активно ищут информацию.

Можно предположить, что период младенчества является сензитивным для развития восприятия в целом. В первую очередь для этого существует неврологическая готовность.

Возможность адекватного реагирования младенца на различные типы сенсорной стимуляции в настоящее время не вызывает сомнений (Salapatek, 1975; Trevarthen, 1979, 1980). Начальным этапом процесса восприятия являются прием и первичный анализ стимула, осуществляющиеся на разных уровнях специфической сенсорной системы. Исследование вызванных реакций высшего звена этой системы – проекционной корковой зоны анализатора - на внешние воздействия (вызванные потенциалы  (ВП)) в течение многих лет используются для характеристики особенностей процесса восприятия ребенка.

Исследование ВП проекционных корковых зон на раздражения разных модальностей позволило выявить гетерохронность их созревания в онтогенезе. У недоношенных детей первых дней жизни ВП представлен негативным колебанием, отражающим активность поверхностных слоев коры мозга за счет прямых аксодендрических контактов. На первом этапе формирования ВП незрелыми являются как тела пирамид, так и вставочные нейроны, что исключает возможность избирательного включения клеток коры мозга в реакцию на стимул, а, следовательно, и способность выделения отдельных признаков раздражителя.

У родившегося в срок ребенка с первых часов жизни ВП характеризуется появлением начальной позитивности (второй этап формирования ВП) вследствие активирования пирамидных нейронов. Такой уровень морфофункционального созревания нейронного аппарата проекционной коры определяет возможность избирательного реагирования на сенсорный стимул.

В исследованиях Т.Бауэра (1979) получены данные, свидетельствующие о быстром созревании в первые месяцы жизни механизмов перцепции сигналов различных модальностей. Такие особенности восприятия, как способность к селекции, восприятие удаленности, локализации объекта в пространстве возникают раньше, чем, если бы они были обусловлены приобретенными навыками. Привлекает и удерживает внимание младенцев главным образом движение предметов, черно-белые контрасты, различные по громкости и высоте звуки. Опыты с движущимся изображением показали, что стоит новорожденного поместить в темную комнату, как он сразу начинает оглядываться и искать едва заметные тени и контуры. Сенсорные реакции младенцев на внешние стимулы во многом определяются способностью к вычленению качества новизны стимула. Данная способность, по данным ряда авторов, появляется уже на втором месяце жизни.

Локальные ВП в проекционной корковой зоне новорожденных обеспечивают наличие ощущения и возможность первичного анализа стимулов. Однако в основе активного характера восприятия, как отмечал И.М. Сеченов, лежит переход от собственно ощущений света, звука, прикосновения к умению видеть, слышать осязать. Ранним этапом формирования этого «умения» является образование связи чувствующего звена с двигательным аппаратом, обеспечивающей в зрительной системе появление оптомоторной координации. Отсутствие в первые дни жизни фиксации взора и слежения за движение объектов свидетельствует о незрелости оптомоторной координации. Созревание моторной коры в грудном возрасте обеспечивает переход

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
117 Kb
Скачали:
0