Стили семейного воспитания. Особенности взаимоотношений детей в многодетной семье

Страницы работы

34 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Д. УШИНСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ

«СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Выполнила:

студентка группы 531

Пискунова

Виктория Владимировна

Научный руководитель:

Огородникова Лариса

Анатольевна

ЯРОСЛАВЛЬ 2001

Оглавление

Введение

§1. Социально-психологический анализ семьи.

§2. Типология современной семьи.

§3. Психология (стили) семейного воспитания.

§4. Государственная семейная политика

§5. Особенности взаимоотношений детей в многодетной семье.

§6. Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей.

Заключение

Литература


Введение

В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи и дошкольного учреждения приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Современные ситуации в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья, отмечается: изменение её функций, сокращение размеров, изменение типа главенства.

Распад нормативной системы многодетного родительства привело к широкому распространению норм малодетности. Психологи и педагоги напоминают, что для ребенка лучше, если он в семье не одинок, а окружен братьями и сестрами - у него больше шансов избежать детского аутизма, неврозов, страхов, нездорового эгоцентризма, зацикленности на себе.

Но вместе с тем, нужно отметить, что многодетность может быть и фактором риска психического здоровья детей в семье, так как между ними может развиться соперничество, негативные отношения друг к другу, последствия которых отрицательно влияет на личность детей.

В семье, где возникают проблемы взаимоотношений детей, родители по своему их решают, или же не прилагают никаких усилий для налаживания их общения. Как справедливо замечено многими учеными-исследователями (Г.Т. Хоментаускас, Адель Фабер, Элен Мазлин, А.Я. Варга, В.Н. Котырло, В.Г. Нечаева и т.д.), основной причиной негативных отношений детей является неправильная позиция в отношении своих детей именно родителей, которая и определяет тип воспитание в семье.

Супружеские отношения являются одним из главных факторов, влияющих на психологический микроклимат в семье. Следовательно, они обусловливают стиль воспитания, характер системы отношений и “родители – ребенок”, эта система, в свою очередь, определяет особенности другой системы отношений в семье – “ребенок - ребенок”.

Следующей причиной, детерминирующей позитивные взаимоотношения детей мы считаем субъективную активность  личности ребенка, представленную в виде самостоятельности.

Без самостоятельности  каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные отношения. Самостоятельность позволяет человеку устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи.

§1. Социально-психологический анализ семьи.

Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшилось условия реализации социальных функций репродуктивной, экзистенциальною содержания и первичной социализации детей. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов.

Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение частоты добрачных половых связей, увеличение частоты ранних сверхранних, а также внебрачных рождений. Это и беспрецедентный  рост числа отказов от детей и даже их убийств, и нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Нет недостатка в перечислении семейных  проблем и в интерпретациях их причин и следствий.

То, что сейчас называют семейной политикой, будучи в содержательном плане материальной помощью бедным, концептуально и аксиологически отражает политическое предпочтение изолированной нуклеарной семьи с одним-двумя детьми. И не потому, что эти предпочтения зафиксированы в концепции государственной семейной политики РФ или какой-либо другой программе. Этого как раз и нет.

Дело в том, что спонтанный ход событий именно этот тип семьи делает самым массовым, модальным, говоря статистически. Многообразие семейных структур сведено до унылой летальности малодетности, до обезличенной стандартности этого единственного типа семьи и репродуктивного поведения. Это само по себе снижает семейную стабильность, ухудшает положение

Похожие материалы

Информация о работе