Неприкосновенность депутата. Стоит ли убирать неприкосновенность? Примеры других стран

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Неприкосновенность депутата

ПЛАН
Введение.

1. Основные принципы неприкосновенности.

2. Лишение неприкосновенности

3. Стоит ли убирать неприкосновенность ? Примеры других стран.

4. Дебаты о лишении неприкосновенности

Литература


Введение.
Статья 98 Конституции РФ гласит:

«1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.»

1. Основные принципы неприкосновенности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают дополнительными гарантиями неприкосновенности по сравнению с другими гражданами. Наделение их этими гарантиями вызвано необходимостью создания депутатам надлежащих условий деятельности и защиты от незаконных или необоснованных мер принуждения, ограничивающих или лишающих их возможности свободно выполнять возложенные на них обязанности. Срок действия гарантий распространяется на весь период их пребывания в Федеральном Собрании.

В то же время неприкосновенность депутатов не может и не должна являться отступлением от принципов равенства граждан перед законом и судом. Гарантии неприкосновенности, установленные для депутатов, ни в коем случае не должны способствовать освобождению этих должностных лиц от ответственности (уголовной, административной и др.) вследствие пребывания их в должности. Депутатская неприкосновенность не может находиться в противоречии с принципом неотвратимости ответственности. Неизменно должен соблюдаться баланс между гарантиями неприкосновенности депутата и ответственностью за совершенные деяния.

Институт депутатской неприкосновенности известен и зарубежному законодательству. В различных странах понятие и сущность депутатской неприкосновенности различаются в зависимости от уровня представительного органа, а также от рода и характера выполняемой депутатами деятельности. Например, в Австрии члены Национального совета могут быть подвержены официальному преследованию за уголовно наказуемые деяния лишь в том случае, если их деяния не связаны с политической деятельностью данного депутата.

Исходя из положений Конституции, к депутатам не могут быть применены такие меры процессуального принуждения, как задержание, арест (которые означают лишение депутата свободы), обыск, кроме случаев задержания на месте преступления. Также депутаты не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (например, случаи досмотра вещей авиапассажиров).

2. Лишение неприкосновенности

Вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой Федерального Собрания, которая должна рассмотреть представление Генерального прокурора Российской Федерации. На Генерального прокурора возложено полномочие вносить представление о лишении неприкосновенности в отношении определенного депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации. Соответствующая палата Федерального Собрания после рассмотрения представления Генерального прокурора может вынести решение об отказе в лишении неприкосновенности или даче согласия на лишение неприкосновенности. Положения Конституции о депутатской неприкосновенности были конкретизированы в Федеральном законе "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания" от 8 мая 1994 г. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" было уточнено содержание депутатской неприкосновенности.

Постановлением признана имеющей значение связь инкриминируемых депутату действий с осуществлением им депутатской деятельности. Так, в отношении действий при реализации депутатских полномочий необходимо получение согласия соответствующей палаты Федерального Собрания на привлечение депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на его допрос, а также на задержание, арест, обыск, кроме случаев задержания на месте преступления.

В случаях возбуждения дела, связанного с уголовной или административной ответственностью, налагаемой в судебном порядке, в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям для передачи дела в суд необходимо согласие соответствующей палаты Федерального Собрания. Задержание, арест, обыск, личный досмотр, кроме случаев задержания на месте преступления депутата (в любом случае, связаны действия с депутатской деятельностью или нет), требуют получения согласия соответствующей палаты Федерального Собрания на их проведение.

3. Стоит ли убирать неприкосновенность ? Примеры других стран.

В РОССИИ наблюдается перерастание конституционного нигилизма (пренебрежительное отношение к Конституции, к конституционному законодательству) в конституционный цинизм (сознательное нарушение Конституции). Особенно опасно проникновение конституционного цинизма в органы государственной власти, когда их должностные лица соблюдают Конституцию, когда им это выгодно, и легко обходят ее в случае коллизии интересов, не неся при этом никакой ответственности.

Ведущие юристы уже бьют тревогу, т.к. под угрозой оказались те демократические преобразования, которые достигнуты в России слишком дорогой ценой. Представляется необходимым в рамках начатой реформы укрепления российского государства назвать главное звено - это четкое распределение полномочий между всеми органами государственной власти, когда тот или иной субъект конституционных правоотношений обладает полномочиями в той степени, в какой он способен нести ответственность за их надлежащее исполнение. Важно, чтобы ответственность могла наступать для всех структур без исключения, иначе сбои в механизме ее реализации неизбежны. Так, многочисленные попытки привести в соответствие с Конституцией

Похожие материалы

Информация о работе