Размещение технологических участков и оборудования в колесных цехах

Страницы работы

Содержание работы

Размещение технологических участков и оборудования в колесных цехах.

Производительность колесных цехов в значительной степени зависит от рациональной компоновки участков, оптимального раз­мещения производственного, подъемно-транспортного и вспомо­гательного оборудования на площади цеха. Размещение оборудо­вания (планировка) должно обеспечивать максимальную прямоточность производственного процесса, непрерывность в движении и наименьший грузооборот колесных пар и их элементов в процессе ремонта и формирования, а также рациональное использование площади и объема здания колесного цеха.

Кроме того, в процессе планировки оборудования учитывают необходимость обеспечения экономии трудовых движений рабо­чих и их наименьшую утомляемость. Рациональная планировка оборудования требует соблюдения и ряда других условий, таких, например, как удобство разборки оборудования при ремонте, выделение площадок для размещения оснастки, межоперационных заделов, удобство подачи инструментов, вспомогательных материа­лов, применение многостаночного обслуживания, соблюдение правил техники безопасности.

Вместе с тем схема планировки оборудования должна преду­сматривать возможность внесения в нее изменений в процессе совершенствования технологического процесса ремонта колесных пар. При компоновке участков цеха и размещении станков в ли­нии необходимо предусматривать кратчайшие пути движения колесных пар при их ремонте, и не допускать обратных, кольце­вых или петлеобразных движений, создающих встречные потоки и затрудняющих транспортирование колесных пар. Учет и реали­зация указанных требований при расстановке оборудования во многом зависят от конструктивно-технологических особенностей колесных пар, программы и принятой организации производства.

При расстановке оборудования необходимо руководство­ваться нормальными размерами промежутков (разрывов) между оборудованием в предельном и поперечном направлениях и раз­мерами расстояний от стен и колонн. Эти размеры должны гарантировать удобство выполнения работ, безопасность рабочих, свободу движения людей и транспортных средств, возможность выполне­ния ремонта оборудования. Разрывы между станками, а также между оборудованием и смежными элементами зданий регламенти­руются [19] правилами охраны труда и существующими нормати­вами, которые учитывают также удобства эксплуатации обору­дования. При размещении оборудования в поточную линию при назначении расстояний между станками необходимо учитывать межоперационные заделы. На основе планировки оборудования и рабочих мест определяют площадь цеха.

По своему назначению площадь цеха подразделяется на произ­водственную, вспомогательную и служебно-бытовую. Под произ­водственной понимается площадь цеха, предназначенная для осуществления технологического процесса ремонта и формирова­ния колесных пар. В состав производственной площади входят площади, занимаемые производственным и подъемно-транспорт­ным оборудованием, а также стеллажами, верстаками, стендами, проходами и проездами (кроме магистральных) между станками. К вспомогательной относят площади, занятые вспомогательным оборудованием, магистральными проездами, складами, кладовыми и другими подсобными помещениями. На служебно-бытовой пло­щади цеха размещаются конторские и бытовые помещения.

Расчет производственной площади цеха иногда осуществляют по укрупненным показателям — удельным площадям, приходя­щимся на единицу оборудования. Удельная площадь оборудования колесных цехов вагоноремонтных предприятий с учетом проездов, проходов, размещения стеллажей и заделов составляет от 60 до 130 м2. Для ориентировочных расчетов производственных площадей ее можно принимать равной 100 м2 без учета площади колесного парка.

Колесные цехи вагонных депо, ВКМ и ВРЗ имеют различную компоновку участков, на которую оказывают влияние такие фак­торы, как размеры цеха (длина и ширина пролетов), виды подъем­но-транспортных средств, применяемых в цехе, расположение колесного цеха относительно тележечного цеха и колесного парка. От компоновки участков зависит направление потока (маршрутная линия движения) колесных пар и их элементов в процессе освиде­тельствования, ремонта и формирования. По маршрутной линии движения судят о прямоточности и грузообороте колесных пар при их ремонте. Колесные цехи располагают либо обособленно в отдельном здании, либо под общей крышей с другими цехами вагоноремонтного предприятия. По расположению колесных пар­ков относительно цехов колесные цехи различаются на следую­щие типы: с боковым (со стороны фасада), с торцовым (с одного или обоих торцов) и смешанным (с торцов и с боков) расположе­нием колесного парка.

Месторасположение колесного парка ВРЗ, депо и ВКМ, как правило, определяется особенностями генплана ВРЗ и депо, а также станции, где депо расположено. Большое разнообразие реальных компоновок участков колесных цехов образует различ­ные формы маршрутных линий движения колесных пар в процессе их ремонта и формирования, среди которых встречаются прямоли­нейные, зигзагообразные, петлевые, перекрестные и др. Из боль­шого количества вариантов компоновок участков колесных це­хов целесообразны два типа, которые, не нарушая принципа по­точности, образуют такие формы маршрутных линий движения колесных пар, при которых обеспечивается наибольшая по срав­нению с другими формами прямоточность и наименьший грузо­оборот.

Первый тип компоновок характеризуется линейной расста­новкой участков в технологическом порядке выполнения работ. В этом случае образуется прямолинейный разомкнутый маршрут движения колесных пар (рис. 8.2, а — колесный цех с боковым расположением колесного парка).

Второй тип компоновок характеризуется такой расстановкой участков, при которой образуется U-образная полузамкнутая маршрутная линия движения колесных пар (рис. 8.2, б — ко­лесный цех с торцовым расположением колесного парка). Оба указанных типа компоновок возможны при любом расположении колесных парков по отношению к колесным цехам, при этом об­разуются малая и большая ветви маршрутных линий движения колесных пар. Ветвь 1 (см. рис. 8.2) соответствует потоку колес­ных пар, ремонтируемых без смены элементов, а ветвь 2 — потоку колесных пар, ремонтируемых со сменой элементов. Для колесных цехов депо характерна ветвь 1, а для ВКМ и ВРЗ — ветви 1 и 2 маршрутной линии. При сравнении первого и второго типа ком­поновок участков видно, что второй тип является более рацио­нальным, так как имеет меньший грузооборот. На рис. 8.3 пока­зана компоновка участков второго типа, при которой производ­ственная площадь цеха условно разбита на части с присвоением каждой из них номера участка. На этой схеме показаны в техно­логическом порядке выполнения работ следующие участки: демонтажа роликовых букс, обмывки и очистки колесных пар 10, входного контроля и дефектоскопии 9, электронаплавочных работ 5, восстановления про­филя поверхности катания колес и ремонта шеек 5, распрессовки 7, формирования колесных пар 6, выходного контроля и дефектоскопии 4, окраски 5, сушки 2, монтажа роликовых букс 1, ремонта и комплектования буксовых узлов 12. Такая компоновка обеспечивает наименьший грузооборот благодаря образованию полузамкнутой маршрутной линии, движения и сближению по­токов колесных пар, поступающих (Вх) в ремонт и выходящих (Bыx) из ремонта.

Участки для механической обработки осей обладают в колес­ном цехе относительной автономностью и, как правило, рас­полагаются обособленно на производственной площади цеха. Важнейшим дополнительным требованием к размещению осевых участков является обеспечение надежного примыкания выхода технологической линии обработки осей к участкам формирования колесных пар.

В реальных условиях обеспечить оптимальную планировку оборудования не всегда представляется возможным. Однако при размещении участков и оборудования на производственной пло­щади колесного цеха необходимо, стремиться к достижению наи­большей прямоточности и наименьшего грузооборота колесных пар и их элементов в процессе ремонта и формирования.

На рис. 8.4 приведена наиболее рациональная планировка оборудования колесного цеха вагонного депо, на котором: 12 — стенд демонтажа роликовых букс; — моечная машина; 10 — стенд для измерения колесных пар; 9 — уста­новка для магнитной и ультразвуковой дефектоскопии; 6 — портальные колесотокарные станки; 7 — станки для обтачивания и накатывания шеек и предподступичных частей осей колесных пар; 4 — устройства выходного контроля (дефек­тоскопия, измерение и клеймение колесных пар); 2 — площадка для окраски и сушки колесных пар; 1 — стенд для монтажа роликовых букс; 14 — участок ремонта и комплектования подшипников и буксовых узлов; 13 — колесный парк; 3 — поворотные устройства; 8 — устройства для поперечного перемещения колес­ных пар; 5 — накопители колесных пар.

Похожие материалы

Информация о работе