Теоретические основы современной западной концепции прав человека

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Теоретические основы современной западной концепции прав человека.

1. Введение

Цель написания и структура статьи

В настоящей работе дан обзор основных теорий, рассматривающих происхождение, признание и юридическое закрепление прав человека на Западе.

Наш интерес к западной концепции прав человека легко объяснить с учетом социально-экономического переустройства, которое Эстония пережила за последнее десятилетие. Республика сегодня стремится интегрироваться в политические и экономические структуры Запада, что неизбежно требует хорошего понимания характерных для Европы и Америки подходов к проблеме прав человека.

Статья состоит из пяти частей:

Первая часть - введение.

Вторая часть статьи посвящена истории зарождения современного понимания прав человека на Западе.

В третьей части дан краткий обзор теорий, авторы которых пытаются ответить на вопрос о происхождении и природе прав человека.

Четвертая часть посвящена особенностям юридического признания прав человека на Западе.

Пятая часть - обобщение.

К вопросу об используемых понятиях

В настоящей работе мы будем, в основном, иметь дело со взглядами, идеями и понятиями, которые зародились в Западной Европе и Америке. Мы отдаем себе отчет, что некая усредненная американская концепция прав человека отличается от европейского аналога. Там, где подобное разделение не имеет практического значения, мы использовали слово "Запад".

Под "правами человека" мы понимаем политические, гражданские, экономические, социальные, культурные и т.д. права в том виде, в каком они нашли юридическое выражение в международных документах и в национальном законодательстве стран Запада. Именно совокупность таких норм вместе с их типичными юридическими и философскими толкованиями мы называем "концепцией прав человека".

Использованная литература

Список основной использованной литературы приводится в конце статьи. Говоря о   зарождении   современных представлений о   правах   человека, мы опирались на работы философов, историков   философии   и литературы. Взгляды ученых советской школы излагались с опорой на работы А.Г.Бережнова (Бережнов 1991) и Й.Благожа (Благож 1985). При освещении взглядов западных теоретиков нами использовался, прежде всего, сборник статей представителей основных школ правовой философии, составленный М.Винстоном (Винстон 1989), а так же работы А.Х.Робертсона, Дж.Г.Мерриллса (Робертсон 1989) и М.У.Яниса, Р.С.Кей, А.У.Брэдли (Янис 1995). Из эстонских теоретиков мы пользовались брошюрой Райта Марусте (Марусте 1993).

2. Зарождение современных представлений о правах человека

2.1 Евроцентризм понятия прав человека

Современные понятия о правах человека являются европейско-американским феноменом, что мы и попробуем показать ниже. Однако уже полстолетия как они стали частью правовой культуры любого цивилизованного государства. Начало этой идеологической экспансии совпадает с принятием Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Этот документ с самого начала стремился установить единый стандарт прав человека для всего мира.

То, что юридическое закрепление прав человека произошло раньше всего в Европе, нельзя считать случайностью: именно там впервые было положено начало тому, что называется rule of law. Как показывает Г.Д.Берманн, в ходе грандиозных событий т.н. папской революции (1076-1122) католическая церковь сумела уйти из-под контроля светских властей, выработав и обосновав особенное каноническое право, которое обслуживал специальный штат юристов. Позже по его примеру сформировались светские правовые системы, и западные общества пришли к "господству посредством права и господству права" (Берманн 1994: 503). С этого времени юридическая санкция приобрела характер наивысшей возможной санкции, и на языке закона стремились выразить свои идеалы не только правители, но и философы.

2.2 Самое начало: эпоха Возрождения

Представления о правах человека могут возникнуть в обществе, где есть повышенный интерес к нуждам отдельной личности, ее свободному развитию. Поэтому первым интересующим нас периодом европейской истории станет эпоха Возрождения, когда увлечение античностью реанимировало антропоцентрическую философию. Именно тогда человек - раб Божий превратился в деятельное самоценное существо, которое "имеет столько, сколько возьмет сам" (Боккаччо).

Однако описываемая эпоха была очень противоречивой, и сопровождалась

Похожие материалы

Информация о работе