Государство - ответчик (краткий практический путеводитель по Европейской конвенции о защите прав и основных свобод)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ГОСУДАРСТВО - ОТВЕТЧИК (КРАТКИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ

ПО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ОСНОВНЫХ СВОБОД)

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 апреля 2004 года

"Каждый вправе в соответствии с международными

договорами Российской Федерации обращаться в

межгосударственные органы по защите прав

и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся

внутригосударственные средства правовой защиты".

Ст. 46 ч. 3 Конституции Российской Федерации

Предисловие

Эта книга предназначена для тех, кто готов отстаивать свои права и свободы, гарантированные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), в случаях их нарушения различными органами государственной власти.

Такая готовность уже проявлена в России многими. За пять лет участия России в Конвенции на 1 июля 2004 г. от россиян в Европейский суд по правам человека поступило свыше 20000 жалоб. В день Секретариат Суда получает из России до 20 заявлений. Конечно, обращаясь в Суд, россияне рассчитывают на удовлетворение своей жалобы. Но многие из них испытали разочарование, получив из Страсбурга ответ, что их жалоба не может быть рассмотрена Судом или признана неприемлемой, т.е. отклонена по основаниям, предусмотренным Конвенцией и практикой Суда.

Известно число россиян, обратившихся в Суд. В 2001 году от них поступило 4490 жалоб, в 2002 г. - 4760, а в 2003 г. - 5338. После предварительного изучения референтами Суда были переданы в Суд в 2001 г. - 2105, в 2002 г. - 3989 и в 2003 г. - 4777 жалоб. Однако хорошо известно и то, что большинство российских жалоб были признаны неприемлемыми. В частности, на несовместимость жалобы с Конвенцией было указано в 2001 г. 1253, в 2002 г. - 2223 и в 2003 г. - 3207 российским заявителям.

Почему так? Статистика показывает, что большая часть российских жалоб отвергается Судом по самым разным причинам: в основном из-за несоблюдения заявителями установленных в Конвенции требований к жалобе, а также неумения правильно, со знанием дела, доказать факты нарушения государством-ответчиком прав, гарантированных Конвенцией.

Содержащиеся в работе краткие пояснения к Конвенции предназначены для потенциальных заявителей, которые намереваются обратиться в Суд с жалобой о нарушении конвенционных прав и свобод, а также тех, кто слышал о Конвенции, но не знает, как ее применить для защиты собственных прав и свобод в обычных житейских ситуациях.

Вот уже пять лет любой российский гражданин, любая частная коммерческая организация, любая группа частных лиц или любая общественная организации, а также иностранные граждане и иностранные юридические лица, имеющие законные основания пребывания в России, находятся под защитой международного правосудия в лице Европейского суда по правам человека. Прибегнуть к защите Суда вправе каждый, кто исчерпал все предоставляемые внутригосударственной правовой системой возможности отстоять и защитить свои права в спорах с государством. В соответствии с Конвенцией и на ее основании Европейский суд может дать совсем иную правовую оценку действиям государственных органов, нежели национальный суд. В этом состоит главный смысл создателей Конвенции - исправлять решениями Суда случаи попирания государственной властью прав и свобод, гарантированных Конвенцией.

Цель данной работы - помочь тем, кто собирается обратиться с жалобой о нарушении прав, закрепленных в Конвенции, в Европейский суд по правам человека. Содержащиеся в ней пояснения касаются как понимания самой Конвенции, так и многих практических вопросов, которые возникают у составителей жалоб при ее подготовке и подаче в Суд.

ЧАСТЬ I. Что следует знать о Конвенции

Какова польза Конвенции для России и ее граждан

Прежде всего каждому заявителю полезно знать, зачем принята Конвенция, какую пользу она может принести России и ее гражданам. На первый взгляд, российскому государству она несет одни неприятности и хлопоты. Признавать факты нарушения прав человека и затем их исправлять - не в правилах нашей страны. Тем не менее, присоединившись к Конвенции, Россия приняла для себя очень трудное решение: в случае установления Судом фактов нарушения российскими властями прав человека российское государство обязано устранить допущенные нарушения прав человека, гарантированные Конвенцией. Причем исправить их оно должно таким образом, чтобы установленные факты нарушения прав больше не повторялись в российской правовой жизни. Таким образом, решения Суда могут существенно изменить ситуацию с правами человека в российском государстве в лучшую сторону.

Жить в соответствии с международным правом далеко не просто. Государства - разработчики Конвенции, принимая ее 4 ноября 1950 г. в рамках Совета Европы (Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 г.), ясно отдавали себе отчет в том, что европейское правосудие не является идеальным, что оно не всегда защищает права человека, нарушаемые государством. Они также понимали, что без учреждения специального судебного органа, уполномоченного принимать решения, заставляющие государство-ответчика исправлять нарушения прав человека, движение европейского правосудия в сторону совершенствования будет практически затруднено.

Вот почему на основе Конвенции был создан особый наднациональный механизм, основная задача которого состоит в судебной защите прав и свобод человека, гарантированных Конвенцией, в случае их нарушения государствами-участниками. Для этого в 1959 г. были созданы Европейский суд по правам человека и Европейская

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Правоведение
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
121 Kb
Скачали:
0