Обратные связи в управлении внутренними делами

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ В УПРАВЛЕНИИ ВНУТРЕННИМИ ДЕЛАМИ

Обратная связь является важнейшим компонентом системы управления внутренними делами (особой областью правопорядка). Выделение ситуационных систем в качестве комплексных характеристик такого управления, открывает новые возможности уточнения ее сущности, а так же форм ее проявления. Уточнение представлений о других компонентах системы управления внутренними делами, также дает новые основания для обращения к рассмотрению сущности обратных связей в рамках данной статьи.

Приведение соображений, относительно существа затрагиваемой проблемы хотелось бы предварить оговоркой о том, что в теории организации и управления имеются ориентиры, которыми целесообразно руководствоваться при рассмотрении сущности обратной связи именно в управлении внутренними делами. К этому подталкивают уже полученные результаты. Но это - лишь одна из причин. Другая причина заключается в том, что именно избранные ориентиры позволят обеспечить вполне воспринимаемое обоснование выводов, которые последуют в дальнейшем.

Пожалуй, первым на приемлемом и ныне уровне описал обратную связь А.А. Богданов. В своих исследованиях он обозначил ее как «цепную связь - объединение, посредством общих звеньев». Характеризуя обратную связь, А.А. Богданов уточнил, что она возможна, когда активность в комплексе превышает сопротивление. Данное задолго до появления кибернетики, определение такой связи позволяет составить очень точное представление об ее сущности. Более точная и емкая общая характеристика обратной связи вряд ли необходима. Ее значение для теории управления внутренними делами, в частности, заключается в том, что она вполне охватывает сложную природу взаимосвязей, объективно проявляющихся в зависимом от определенных условий поведении людей, включенных в процесс управления внутренними делами. Именно поэтому особенно значимы в этой характеристике упоминания об активностях и сопротивлениях, как о понятиях, позволяющих наблюдать в полной мере диалектику обратной связи во всем ее многообразии. В том числе, и в области управления внутренними делами.

Основной отличительной чертой подхода А.А. Богданова к определению сущности обратной связи является строгая в научном смысле образность.

Он определил обратную связь именно как связь цепную, связь через общее звено цепи. Образ общего звена цепи - некой, выражающей взаимодействие элементов комплекса, объективно существующей связи, позволяет обнаружить и объяснить сущность обратной связи в любой системе управления.

В управлении внутренними делами это связь определенного поведения и определенных условий, способная проявляться в конкретной ситуации. Да, такую связь можно рассматривать как проявление сущности обратной связи в системе управления внутренними делами. Вопрос лишь в том, какие условия способны формировать социально значимое поведение людей в конкретной ситуации, и насколько тесно связаны между собою эти условия и поведение.

Попытка получить ответ на этот вопрос выявила невозможность прямого восприятия кибернетической (количественной) категории «обратная связь» для описания и объяснения процессов управления, происходящего в социальных системах. Возникла проблема ее адаптации к материи управления в социальных сферах. Убедительным примером успешной попытки решения возникшей проблемы являются результаты, полученные В.А. Бокаревым. Он определил обратную связь, как «сложную форму причинной зависимости; одно из проявлений высшего типа причинно-следственной связи - связи взаимозависимости или взаимодействия, в котором каждый элемент структуры и все процессы одновременно выступают и как причина и как следствие. Система с обратной связью и ее целесообразное поведение относятся как структура и функция одного и того же объекта.».

Таким образом, характеристика обратной связи в системах социального управления обогатилась такими чертами, как целесообразное поведение системы и связь ее структуры и функций. Причем связь, способная проявляться специфически.

Говоря иными словами, в управлении внутренними делами любой объект - система поведет себя настолько целесообразно, насколько цель управления соответствует его объективным свойствам. И поведение этой системы будет настолько предсказуемо, насколько прочно окажутся связанными между собою определенные условия и инициированная ими модель социально значимого поведения. Разумеется, это уточнение в особенности касается условий, способных поддаваться целенаправленной коррекции.

Применительно к управлению внутренними делами, обратная связь способна проявляться как связь поведения гражданина и неких условий в определенной ситуации. Условия, формирующие такое поведение, могут выявляться и корректироваться милиционером сознательно именно для того, чтобы вероятность такого поведения уменьшалась или увеличивалась в аналогичных ситуациях впредь.

Кроме того, в управлении внутренними делами обратная связь способна проявляться и как связь поведения милиционера-подчиненного и неких условий в определенной ситуации. Условия, формирующие такое поведение, могут выявляться и корректироваться милиционером-начальником сознательно именно для того, чтобы вероятность такого поведения увеличивалась или уменьшалась в аналогичных ситуациях впредь.

То, что адекватно отражать обратные связи в системах управления

Похожие материалы

Информация о работе