Ограничения свобод. Личные права и свободы. Политические права и свободы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Однако закон умалчивает о том, может ли быть применено физическое принуждение, если лицо отказывается выполнить постановление следователя об освидетельствовании, судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизе, получении образцов для исследования, личном обыске и т.п. Неразвитость этого института приводит к чрезмерному применению принуждения в уголовном процессе. Для его ограничения следовало бы сформулировать в новом УПК определенные критерии применения принуждения в указанных выше случаях. Следует отметить, что ограничения личной неприкосновенности в отраслевом законодательстве не позволяют толковать часть первую статьи 22 Конституции как категорический запрет нарушать личную неприкосновенность; она допускает и исключения, которые должны быть исчерпывающе установлены федеральным законом.

Психическая неприкосновенность личности обеспечивается недопустимостью: 1) сеансов целительства (включая гипноз), в том числе с использованием средств массовой информации (статья 37 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан); 2) применения методов лечения, в том числе хирургических, и лекарственных средств, оказывающих опасное, необратимое воздействие на психику и общее состояние здоровья душевнобольных (пункт 5 статьи 11 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»); 3) допросов под гипнозом, экстрасенсорным воздействием, с использованием растормаживающих препаратов; 4) угроз, обещаний, вымогательства, шантажа, уговоров с целью добиться признания или получения угодных следователю показаний. В то же время нельзя отрицать возможность правомерного психологического воздействия на обвиняемого, других участников процесса, не связанного с психическим принуждением к признанию и даче показаний.

Запрет домогаться показаний (статья 20 УПК РСФСР) означает, в сущности, запрет применять принуждение для получения показаний (статья 302 УК РСФСР). И все же «домогательство» шире «принуждения», поскольку, кроме физического или психического насилия, включает и обманные действия. При этом физическое насилие всегда связано с воздействием на психику допрашиваемого, т.е. одновременно является и психическим. В части второй статьи 302 УК РФ указано еще одно возможное средство принуждения к даче показаний — насилие, издевательство над личностью допрашиваемого, пытки. Издевательство может быть связано с физическим воздействием, но сущность его — в причинении человеку моральных страданий, в глумлении над личностью с целью принудить к признанию.  В части второй статьи 22 Конституции указаны самые строгие и нежелательные для человека ограничения свободы и личной неприкосновенности, для применения которых необходимы наиболее существенные, а именно судебные, гарантии охраны конституционных прав личности. Конституция РФ ввела судебный контроль за законностью и обоснованностью мер, ограничивающих свободу личности, — арестов и задержании.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носят, например, право обращаться в государственные органы или право доступа к государственной службе. Но такие права, как право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий или организаций, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве. Нельзя, к примеру, создать и зарегистрировать политическую партию или организацию из одного человека. В то же время не возбраняется шествие и пикетирование в одиночку с транспарантом в руках (если, конечно, такое "шествие" не будет нарушать общественный порядок).

В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Такое положение объясняется уже упоминавшейся спецификой этой группы прав и свобод. Но все политические права и свободы, принадлежащие как человеку, так и гражданину, пользуются равной судебной защитой, т. е. гарантируются государством, хотя по содержанию многие из них предполагают критику, инакомыслие, оппозицию правительству и прямые антиправительственные действия (демонстрации, митинги и др.). Конституция Российской Федерации закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений. Наглядным примером служит вопрос о политических партиях, значение которого вряд ли кому-либо не ясно. В Государственной Думе не раз обсуждался проект федерального закона о политических партиях, который бы детально отрегулировал вопросы создания и деятельности партий, но такой закон пока не принят.

Важное значение в осуществлении права свободно искать и распространять информацию имеют средства массовой информации, которые в наш век являются наиболее широким и доступным способом поиска, получения и распространения общественно значимых сведений. Закон «О средствах массовой информации» в статье 38 предусматривает: «Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организации, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах». Средства массовой информации — не единственный способ получения и распространения информации. Возможны поиск, распространение, получение информации в межличностном общении, а также на собраниях, митингах, в процессе пикетирования как крайней формы привлечения внимания общественности к определенной проблеме, волнующей гражданина. Поиск и распространение информации — это и фестивали, выставки, клубы по интересам и т.д.

Все эти действия должны осуществляться законным способом, установленным для средств массовой информации, для организации различного рода публичных мероприятий, деятельности разнообразных общественных объединений. Необходимо также соблюдение ограничений, предусмотренных

Похожие материалы

Информация о работе