Социал-демократия на современном этапе

Страницы работы

19 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Социал-демократия на современном этапе


ПЛАН

Введение

1. Социал-демократия в России в конце ХIХ - начале ХХ века

2. Социалистические партии в центральной и восточной Европе после 1991

3. Особенности идеологии социал-демократов

4. Социал-демократия сегодня

Заключение

Литература


Введение

Одним из первых предложил определение политической партии известный английский политический деятель и философ XVIII в. Э. Берк. "Партия, - писал он, - представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию". Современное понимание партий с соответствующими типологическими признаками начало формироваться в XIX - начале XX в. Интерес представляет позиция немецкого исследователя В. Хасбаха, который рассматривал партию как "союз людей с одинаковыми политическими взглядами и целями, стремящихся к завоеванию политической власти с целью использования ее для реализации собственных интересов". Наиболее интересное определение дал М. Вебер, который считал партии "общественными организациями, опирающимися на добровольный прием членов, ставящих себе целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение активным членам соответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных материальных выгод или личных привилегий либо того и другого одновременно". Очевидно, что партия рассматривается как группа людей, объединившихся для участия в политической жизни и преследующих цель завоевания политической власти. Необходимо учесть, что партии не всегда играли ту роль, которую они играют в настоящее время в политической системе индустриально развитых стран. Симптоматично то, что основатели США, где партии в современном смысле наряду с партиями Великобритании возникли впервые, считали партии в лучшем случае необходимым злом, рассматривая их как источник конфликтов, раздоров и смуты. Но тем не менее партии стали важным элементом политической системы сначала стран Запада, а затем и всех других стран, которые пошли по пути капиталистического развития.

Как показывает исторический опыт, разнообразие интересов, ориентаций, установок, ценностей, являющееся основополагающей характеристикой любого сложного и жизнеспособного общества, неизбежно обусловливает разное понимание роли государства, взаимоотношений государства и отдельного индивида и, соответственно, разные социально-философские и идейно-политические установки. Люди с одинаковыми интересами и воззрениями в конечном итоге объединяются между собой для достижения общих целей совокупными силами. Причем признание законности существования соперничающих между собой интересов и фракций неизбежно приводило к признанию законности политических инструментов, призванных представлять эти интересы и фракции в государственно-политической системе, системе власти. Такими инструментами в конечном счете и оказались партии, формировавшиеся путем приведения к общему знаменателю разнородных интересов и позиций основных социально-политических сил формировавшегося буржуазного общества.

Партия и партийные системы прошли длительный путь формирования и эволюции. Они являются продуктом социально-экономического и общественно-исторического развития каждой конкретной страны. Серьезный отпечаток на их характер накладывают особенности социокультурного развития, исторические традиции, демографические и этнокультурные процессы, особенности религии и т.д. Говорить о партийной системе и партиях в той или иной стране - значит определить место и роль партий в общественно-политической системе, их функции, социальный состав и электорат, их организационную структуру и т.д.

Социал-демократия за годы своей деятельности выработала определенную политическую культуру, предусматривающую целостный подход к разрешению общественных проблем в соответствии с выработанными ею ценностными установками, принципами и методами действий. И эта культура является наиболее сложной из существовавших когда-либо в истории человечества. Судите сами.

Социал-демократия политическими методами пытается одновременно реализовать две основные ценности, которыми руководствуется человек. Это свобода и социальная справедливость. Ее оппоненты из либерального и консервативного лагерей много десятилетий утверждают, что практическая совместимость этих ценностных установок - утопия, недостижимая цель. Их кредо: либо-либо. Либо свобода, либо социальная справедливость, ограничивающая эту свободу. Между тем социал-демократы продолжают настаивать на своем. Более того, находясь у власти, они на практике доказывают реальность сосуществования свободы и социальной справедливости и даже возможность продвижения общества к одновре- менному их расширению. Они распространяют их на социальное обеспечение и страхование, на сферу производства, отстаивая в ней системы социального партнерства и соучастия наемных работников. Кто сомневается в этом, пусть съездит' в страны, где многие годы правят социал-демократы.

Вместе с тем социал-демократы отдают себе отчет в том, что ценностные установки "свобода" и "социальная справедливость" не лишены определенной объективной конфликтности, которая будет сохраняться пока остается само человеческое общество. Они постоянно учитывают эту конфликтность, принимают во внимание как старые, так и новые ее факторы (к примеру, разросшееся влияние международной бюрократии) и своей политикой стараются смягчить их эффект.

Другая важная особенность политической культуры социал-демократов

Похожие материалы

Информация о работе