Самоубийство как социальная проблема и разновидность девиантного поведения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

САМОУБИЙСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА И РАЗНОВИДНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ:

Человек решил умереть. «Возмутительно»,- вопиет общество. «Сумасшедший»,- говорят психиатры. «Дегенерат. Виной всему неровности черепа», - считают представители антропологической школы. «Это самонаказание за желание убить кого-нибудь»,- извращаются психоаналитики. «Нищета и социальные проблемы доконали его»,- констатируют социологи. Мнений много, но тайна по-прежнему прячется за семью замками.

Самоубийство известно с древнейших времен, но на разных этапах развития общества люди относились к такому явлению по-разному. На этапе первобытнообщинного строя ради рода в голодные годы добровольно умерщвляли себя старики. В японском фильме «Легенда о Нарайяме» показаны отголоски этого обычая,— дети относят стариков на вершину священной горы, где те добровольно принимают смерть от голода.

В древности почти у всех народов существовало добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов. Самоубийство вдов во многих странах являлись доказательством преданности мужу. В римской истории известен случай, когда Порция, жена Брута, узнав о смерти супруга, немедля проглотила горсть горячих углей. Н. М. Карамзин в своей «Истории государства Российского» свидетельствует: «Славянки не хотели переживать мужей и добровольно сжигались на костре с их трупами. Вдова живая бесчестила семейство». Об этом же обычае самосожжения вдов у славян говорят описания арабского купца Ибн Фаддана о похоронах богатого руса.

Обычай жертвоприношения жен умерших мужей был широко распространен у арийцев. Это ритуальное самосожжение вдов («сати») в Индии приобрело традиционно массовый характер и сохранялось до недавнего времени.

У мужчин сложился свой кодекс чести: самоубийство как искупление позора военных поражений. Подобные образцы поведения описаны даже в Ветхом Завете, в целом осуждающем идею самоуничтожения. В частности религия иудеев упоминает Саула, заколовшего себя после поражения на поле битвы. Римский император Нерон, потерпев поражение в борьбе за власть, также покончил счеты с жизнью.

В античную эпоху самоубийство было обычным явлением. Заточенная властителем Фив Креонтом в каменном склепе Актигона лишила себя жизни, так как предпочла добровольную смерть несправедливой казни. Древнегреческий философ Диоген Синопский, согласно легенде, покончил жизнь самоубийством, задержав и остановив дыхание. Приговоренный императором Нейроном к совершению самоубийства, вскрыл себе вены на голенях и под коленями древнеримский философ-эпикуреец Луций Анней Сенека (4 г. д. н. э. - 65 гг. н. э.), будучи семидесятилетним старцем. Пока струилась кровь, он успел продиктовать писцам многое из того, что не написал сам. Его современник, эпикуреец Петроний (ум. 66 г. н. э.), автор знаменитого «Сатирикона», также вскрыл себе вены на прощальном пиру с друзьями. Слабея от потери крови, он попросил временно перевязать себе вскрытые вены, чтобы в последний раз насладиться еще одним удовольствием сном. Проснувшись, он вновь сорвал повязки, чтобы умереть. Эта сцена смерти Петрония описана в романе Генрика Сенкевича (1846-1916) «Камо грядеше»

И все же суицид-это всегда крик о помощи, сигнал бедствия и протест против общества, неспособного поддержать веру в бесценный, единственный шанс.

Нередко даже сами самоубийцы не осознают, что именно влияет на них, подталкивая к последней черте. Их предсмертные записки напоминают клише: «Ни кого не винить», «Ухожу из жизни от неразделенной любви», «Во всем виноваты жена и соседка»; они не редко констатируют: «Жизнь не имеет смысла»; или в них просто содержится самооценка: <Простите, родные, я — ничтожество».

А факт остается — количество самоубийств в мире постоянно возрастает. И богачи, и счастливые люди, и психически здоровые находят причины для сведения счетов с самим собой. Суицид — горький спутник цивилизации. Век скоростей приучает видеть не личность, а поток лиц. Результат-одиночество и потерянность Как писал Франкл в «Смысле

Похожие материалы

Информация о работе