Обзор учебников по астрономии. К проблеме гендерного анализа учебников иностранного языка

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Обзор учебников по астрономии)
 
        Школьные предметы часто явно или неявно 
делят на "предметы первой необходимости",
"второй необходимости" и т.д. Астрономия чаще всего оказывается ближе к
хвосту этой последовательности. Среди прочих ассоциаций в связи с этим
возникает и такая: что такое "предметы не первой необходимости"? --
драгоценности, меха, антикварная мебель ... Т.е. то, что украшает жизнь,
предметы роскоши. Не будем здесь обсуждать необходимость астрономии.
Поговорим о ней именно как о роскоши.
 
        Астрономия действительно можно сделать самым ярким бриллиантом в
короне школьного естествознания. И вниманию решившегося на это учителя
предлагается три современных учебника по астрономии: Е.П. Левитан (1994),
А.В. Засов и Э.В. Кононович (1996), В.В. Порфирьев (1997) (также многие
помнят, а кое-кто может быть и использует, учебник Воронцова-Вельяминова,
которым пользовались в течение десятков лет).
У всех этих учебников есть свои особенности, свои достоинства и
недостатки. Но вначале остановимся на их общих чертах.
 
        Учебники построены по сходной схеме: введение -- практическая
астрономия (включая основы сферической астрономии, измерение времени и т.д.)
-- солнечная система -- Солнце и звезды -- галактики -- космология --
происхождение небесных объектов (солнечной системы, звезд и т.д.). Из четырех
книг только учебник Засова и Кононовича имеет немного другую (более
последовательную, как мне кажется) структуру. Во всех учебниках
33-35 параграфов (что естественно связано с количеством часов, отводимых
на астрономию), везде чуть более 100 рисунков (в приложение к учебнику
Засова и Коновича также выпущен атлас). Ни один из учебников,
к сожалению, не может похвастаться очень хорошей полиграфией (сравнимой,
скажем, с качеством энциклопедии Аванта +, а в случае астрономии это
важный параметр). Во всех учебниках порядка 50%(+/-10%) объема отводится
описанию свойств небесных объектов. При этом, пожалуй, ни один из этих
учебников не может являться единственным учебным пособием 
при занятиях астрономией, что является особенностью данного предмета.
 
        Во всех учебниках, на мой взгляд, недостаточно освещены (хотя и 
затронуты) чрезвычайно важные и интересные (хотя иногда непростые) вопросы
астрофизики: расширение Вселенной, темная материя, реликтовое
излучение (вообще космология), компактные остатки звезд, сверхновые
(вообще конечные стадии эволюции звезд), активные ядра галактик,
тесные двойные системы (вообще нестационарные процессы), применение
компьютеров в астрономии (учитывая огромный интерес школьников к
компьютерной технике, можно было бы сделать изложение более полным и
интересным). Везде описанию Солнечной системы  отводится места больше,
чем описанию мира галактик и космологии вместе взятым. Нигде подробно
не обсуждается вопрос о происхождении химических элементов -- на мой
взгляд один из самых важных вопросов вообще затрагивающихся в курсе
астрономии. Понимание того, что все мы состоим из "звездного вещества"
(т.е. вещества, прошедшего термоядерное горнило звезд), поскольку изначально
во Вселенной элементы тяжелее гелия фактически отсутствовали,
позволяет человеку совсем по-другому взглянуть на звезды.
 
        Когда в том или ином учебнике обсуждается проблема разумной жизни во
Вселенной, то делается это на чрезвычайно примитивном уровне

Похожие материалы

Информация о работе