Одобрение и осуждение как методы педагогики. Роль воспитания и его методы

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Одобрение и осуждение как методы педагогики

Роль воспитания и его методы

Основная задача социально-воспитательной системы на современном этапе заключается в умении педагога помочь растущему человеку войти в мир, найти в нем свое место, осуществить осознанный выбор социальной роли и реализовать ее в созидательной деятельности.

Практика последнего десятилетия убедительно доказала, что без специально организованного процесса, направленного воздействия педагогов на систему ценностных ориентаций и установок детей разного возраста, невозможно формирование подлинно культурной личности, способной активно приспособиться к требованиям постоянно ускоряющегося научно-технического и социального прогресса. «Создает человека воспитание... Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его схватываешь.» /А.Экзюпери/

Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитывающей среды. Воспитывающая среда — это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Педагог, используя факторы природной и социальной среды, природной и социальной ситуации развития ребенка, придает им целевую направленность, тем самым создавая позитивную воспитывающую среду. Располагая богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, «лето и лагерь» дают дополнительные возможности для организации микросреды ценностного ориентирования, что обусловленно следующим:

·  взаимодействие участников смен лагеря носит нетрадиционный характер по содержанию и по форме включения в деятельность, что способствует проявлению инициативы и социальной активности;

·  являясь самостоятельной воспитательной системой, лагерь предлагает детям и подросткам широкий выбор видов деятельности, представляющих возможность для самоутверждения и самореализации;

·  в лагере широко представлено пространство взаимодействия ребенка с окружающим миром (группа, мастерская, студия, клуб), что позволяет ребенку максимально проявить себя разносторонне и творчески;

·  система организованного и неформального досуга в летнем лагере позволяет заполнить свободное время ребенка культурно-ценностным содержанием, помочь в самоосознании личной самоценности каждого в отношении к миру и между людьми.

Под методами воспитания следует понимать специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них таких компонентов личностных качеств как потребностно-мотивационная сфера, сознание, чувства, взгляды и убеждения, навыки и привычки поведения, а также для их коррекции и совершенствования. Определенная привязка методов воспитания к формированию соответствующих структурных компонентов личностных качеств становится более очевидной, если обратиться к их перечислению. В частности, к числу общих методов воспитания обычно относят:

убеждение;

положительный пример;

упражнение (приучение);

одобрение;

осуждение;

требование;

переключение на другие виды деятельности;

контроль за поведением.

В отличие от методов средства воспитания представляют конкретные формы и виды воспитательной работы, (учебные занятия, различные беседы, экскурсии, вечера, конкурсы, читательские конференции, а также наглядные пособия и т.д.), которые используются в процессе применения того или иного метода.

Важным условием развития самостимуляции в использовании одобрений и осуждений является соблюдение меры. Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказания по всякому поводу. В отличие от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников, поощрение и наказание как средства коррекции должны использоваться значительно реже. Можно сказать, что эффект применения одобрений и осуждений обратно пропорционален частота их использования. Только в тех случаях, когда необходимость одобрения или осуждения жестко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать.

Стимулирующие методы - одобрение и осуждение

Воспитательный потенциал: расширение нравственного жизненного опыта через приобретение знаний об исторических и бытовых фактах нравственных преступлений, выработка ценностного отношения неприятия и осуждения неэтичных поступков. Назначение стимулирующих методов (одобрение и осуждение, поощрение и наказание) — регулирование через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности ребенка. Ведущим обязательно должен быть метод поощрения, вспомогательным — наказания.

Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому осуждение выражается в неодобрении, порицании и отрицательной оценке неблаговидных действий и поступков личности, противоречащих нормам и правилам поведения.

Психологической основой этих методов являются те внутренние противоречия и переживания, которые возникают у учащихся при их применении. Одобрение, как правило, вызывает чувство удовлетворения (радости), прилив бодрости и энергии, что стимулирует учащихся к дальнейшему совершенствованию своего поведения и деятельности. Осуждение же возбуждает внутренние противоречия, чувство раскаяния и стремление к преодолению допущенных недостатков, к выработке умения сопротивляться нездоровым соблазнам и тормозить неблаговидные действия и поступки. Использование каждого из этих методов воспитания требует от учителя такта, уважительного отношения к учащимся и определенного педагогического искусства.

Средствами метода одобрения являются следующие виды или меры одобрения: личная похвала учителя, устная благодарность, благодарность в приказе по школе, награждение ценными подарками, похвальными грамотами, медалями при окончании школы. Средствами (мерами) осуждения выступают: замечание педагога, устный

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
132 Kb
Скачали:
0