Повышение устойчивости функционирования объектов железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях, страница 2

Внедрение ИТМ на стадии проектирования дает наибольший экономический эффект, т. к. позволяет целесообразно сочетать интересы экономики и ГОЧС, достигать максимальных результатов при минимальных затратах.

8.2. Основные требования, предъявляемые к

проектированию новых и реконструкции действующих

железных дорог нормальной колеи

Крупные узлы и станции, расположенные в категориро­ванных городах, должны иметь обходы и соединительные ветви для пропуска поездов без захода в узел (рис. 8.1). В на­стоящее время по имеющимся обходам ряда крупных узлов (Московский – по Большому кольцу, Горький-Сортировоч­ный, Ростов-Главный, Новосибирский и др.) осуществляется пропуск транзитных поездов, в составе которых имеются опасные грузы класса 1 (взрывчатые материалы).

Для организации пропуска поездов по обходам или безос­тановочного пропуска их через крупные узлы и станции, рас­положенные в категорированных городах, на подходах к ним следует подготавливать предузловые станции. На этих стан­циях выполняются следующие операции: смена локомотивов и локомотивных бригад; экипировка (доэкипировка) локомо­тивов; технический и коммерческий осмотр составов; безотцепочный ремонт или отцепка неисправных вагонов; дозиметрический, химический и бактериологический контроль составов; обслуживание перевозимых людских контингентов. Необходимые для выполнения указанных операций сооружения и устройства, запасы ГСМ и т. д. подготавливаются заблаговременно.

На пригородных участках категорированных городов следует предусматривать увеличение пропускной способности для обеспечения перевозок по эвакуации населения и перевозок рабочих смен.

Новые узлы и сортировочные станции; узлы связи; тяговые подстанции; пункты стыкования участков, электрифицированных на разных видах тока; пункты примыкания новых линий к существующим (участковые, промежуточные, предузловые станции) должны размещаться вне зон возможных сильных разрушений и катастрофического затопления. Базы-стоянки резервов подвижного состава, склады материальных резервов, базисные склады ГСМ, дезпромстанции, промывочно-пропарочные станции, механизированные пункты комплексной подготовки вагонов к перевозкам (МПКПВ), энергопоезда и другие подобные объекты следует размещать вне зон возможных разрушений и катастрофического затопления.

Дезпромстанции (пункты), промывочно-пропарочные станции (пункты), МПКПВ, моечные установки депо и подъездных путей промышленных предприятий, другие объекты с обмывочными установками должны быть приспособлены для обеззараживания подвижного состава. На магистральных линиях на выходах из зон возможного опасного радиоактивного загрязнения должны быть подготовлены площадки и специальные устройства для развертывания передвижных пунктов специальной обработки подвижного состава и санитарной обработки людей.

На станциях и узлах следует предусматривать: устройство обходных путей у путепроводов и сложных горловин; применение простейших схем развязок; укладку дополнительных съездов между путями или подготовку мест для их укладки в будущем; рассредоточенное по территории станции размещение путепроводов, при этом они должны быть максимально удалены от горловин станции; размещение на территории станции только построек, связанных с обслуживанием движения поездов (при этом здания депо, пассажирские и другие важные сооружения должны быть размещены рассредоточено по территории станции); размещение других построек вне территории станции; зонирование территории (размещение родственных по пожарной и другой опасностям участков по отдельным зонам). На крупных станциях выходы на пассажирские платформы должны быть подземными с учетом приспособления их под ПРУ. Проходы через пути целесообразно делать также подземными. Над платформами станции рекомендуется строить навесы.

Хранилища ГСМ должны быть вынесены за пределы территории станции. На территории станции допускается хранение только расходных запасов в заземленных резервуарах. Размещают их ниже по уклону местности по отношению к сооружениям и паркам станции, жилым домам и промышленным объектам, с учетом отвода этих жидкостей в специальные ловушки или другие безопасные места.

Складские помещения целесообразны каменные или бетонные, с наименьшим количеством оконных и дверных проемов, а для продовольственных складов могут быть сооружения сплошного типа.

По локомотивному и вагонному хозяйствам следует предусматривать: не менее двух выходов с территории депо на станционные пути в противоположных концах территории депо; сквозные экипировочные пути; дублирование экипировочных, поворотных устройств; пути для рассредоточенной стоянки локомотивов (для горячего резерва – специальные сквозные пути вдали от здания депо); дополнительные съезды между путями; приспособление обмывочных путей или двух-трех путей, удаленных от зданий, для обеззараживания локомотивов.

На складах топлива предусматривать: сквозные пути, подземное хранение жидкого топлива, обвалование наземных хранилищ жидкого топлива, дублирование устройств подачи топлива, противопожарные проезды и водоснабжение и другие противопожарные мероприятия.

При проектировании электрифицированных железных дорог, электрификации существующих дорог необходимо предусматривать: двустороннее питание тяговых подстанций от двух и более энергоисточников, кольцевание линий электропередачи; при одностороннем питании – подачу электроэнергии по двум раздельным линиям электропередачи (при выходе из строя одной из них питание осуществляется от второй, исправной, линии); резервные энергопоезда на случай остановки питающих электростанций. Пропускную способность электрифицированных линий по устройствам внешнего электроснабжения проверяют по падению напряжения в конце питаемого участка с целью обеспечения заданных размеров движения при выпадении одного из источников внешнего электроснабжения. Мощность тяговой подстанции рассчитывается на обеспечение работы двух смежных участков. Предусматривается возможность перевода тяговых подстанций с устройствами автоматизации и телемеханизации на местное управление.