Оптимальное налогообложение. Математический аппарат функций социального благосостояния. Избыточное налоговое бремя

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Глава 4. Оптимальное налогообложение                 6 часов

4.1 Налогообложение и эффективность. Математический

       аппарат функций социального благосостояния

в контексте оптимизации налоговой системы.              

4.1.1  Нормативный  анализ  в  теории  налогообложения, концепции  государства,  Парето-эффективность

Ранее (во второй главе)  был дан анализ поведения домашних хозяйств и фирм, исходя из рассмотрения их реакции на изменения в налоговой политике. В конце этой главы были рассмотрены также институциональные факторы, влияющие на общий уровень налогообложения и государственных расходов: предпочтения электората; цели политических партий; определенная монопольная власть бюрократии; а также политические силы, связанные с различными группами особых интересов.

Вопросы оптимального налогообложения приводят к теоретическим и прикладным исследованиям, относящимся к таким классическим направлениям, как минимизация потерь эффективности, выбор системы налоговых ставок по конкретным товарным группам, предпочтительное (с точки зрения разных политических течений) распределение дохода при минимизации потерь благосостояния, и к более современным альтернативным интерпретациям понятия оптимального налога, связанным с анализом позиций различных агентов политического процесса, с учетом их эгоистичного поведения.

Важно отметить также то особое воздействие, которое оказывают на совокупность процессов принятия решений экономических агентов, представляющих, как частный, так и общественный сектор, некоторое информационное “поле”, образованное экономическими представлениями и текущей экономической информацией (в частности, позволяющей судить о влиянии на экономику государственных финансов). Это воздействие проявляется и в функционировании механизмов общественного выбора, и в конкретных мероприятиях, связанных с практической реализацией государственной политики.

Здесь возникает вопрос об адекватности базового подхода к оценке политики благосостояния. В частности, ряд авторов акцентирует внимание на различии между уровнем достигнутого благополучия (например, по текущим объемам потребления) и степенью удовлетворенности предлагаемой налоговой политикой (например, по изменениям в потреблении). С точки зрения широких слоев электората, возможно, представляются более предпочтительными последовательные увеличения в достигаемых уровнях полезности, чем ее постоянно высокий уровень. 

Таким образом, функционирование налоговой системы зависит, в частности, от существующих экономических теорий и от совокупности результатов прикладных исследований, связанных с первичным сбором и последующей систематизацией и анализом данных. Так, анализ данных, выявляющий отрицательное воздействие конкретной системы налогообложения доходов на экономическую активность, формирует в определенной степени позицию избирателей, парламентариев и государственных чиновников по отношению к рассматриваемым проектам  налоговой реформы.

Представления об оптимальности налоговой системы определяются, прежде всего, общими взглядами исследователя на роль государства в экономике. Таким образом, проблемы нормативного анализа налогообложения вводят нас более широкий (чем ранее) контекст научной литературы, посвященной рассмотрению роли государства.

Здесь выделяется некоторый круг работ, которые относят к, так называемому, направлению “философии политики”. Среди них можно найти широкий спектр представлений о желательной степени участия государства в экономической жизни – от концепций “минимального” государства до концепции центрально-планируемой экономики (советского и даже китайского типа), предполагающей тотальное проникновение общественного сектора в экономическую жизнь.

В рамках каждой из такого рода концепций формируются взгляды на желательную систему государственных расходов, которые задают требования к общему масштабу изъятия средств из частного сектора в форме налоговых доходов государства. Исходя из общей концепции, формулируются и конкретные критерии оценки экономических ситуаций на основе которых можно проводить более детальный сравнительный анализ вариантов налоговых систем.

При проведении подобных исследований необходимо учитывать все три основные группы целей, на которые ориентированы государственные финансы: распределение ресурсов общественного сектора, перераспределение и макроэкономическая стабилизация. Например, с точки зрения аспектов социальной справедливости (этических вопросов, представленных группой целей, связанных с перераспределением) важно принять во внимание тот факт, что налоги на неэластичные по цене товары (создающие достаточно низкое бремя) часто высоко регрессивны (например,  продовольственные товары повседневного спроса).  Аккордный налог не создает бремени.  Справедливость может рассматриваться в достаточно конкретной форме в терминах достижения измеримых результатов (например, с использованием индивидуальных функции полезности) изменений, порождаемых налоговой политикой. Движение в сторону формирования справедливого общества может быть связано с реформой прав собственности или с активной политикой дохода, ориентированной на более справедливое его распределение. Подобные “оптимальные налоги” могут вызвать протест со стороны либералов в связи с их стремлением к ограничению сферы компетенции правительства. В частности, они требуют обозначить общественно признанный предел распространения принудительного налогообложения, поскольку активное использование налогов для целей перераспределения, с их точки зрения, может быть узаконено лишь при выявлении в его поддержку предпочтения широкого большинства населения, что требует проведения весьма интенсивных парламентских дебатов (а быть может и общенационального референдума).

Именно поэтому классическая теория общественного сектора концентрирует внимание на проблеме достижения компромисса между эффектами налогов (по различным группам целей). Так, например, исходя из критерия социальной справедливости, можно признать оправданным существенную потерю эффективности распределения ресурсов: ухудшение позиций по одному критерию компенсируется улучшением по другому критерию. Аппарат функций социального благосостояния и предлагается для формального выражения подобных компромиссов.

В литературе довольно популярны представления о нежелательности вмешательства государства в экономику и необходимости минимизировать его функции, в частности, этой тематике посвящена известная работа Нозика (Nozick) “Анархия государства и утопия”, опубликованная в 1974 году. Однако даже в рамках такого рода концепций признается роль государства при выполнении “защитных” функций, связанных, как с национальной обороной (армия), так и к обеспечению правопорядка, необходимого для защиты прав, в том числе базового для экономики права на собственность (деятельность правоохранительных органов, таких, как полиция и судебная система). К этой же функции можно отнести и защиту обязательств, зафиксированных в контрактах, что является базовым условием функционирования рыночной системы.

Эти функции соответствуют минимальному набору, заведомо необходимому для устойчивого обеспечения благосостояния всех слоев населения. В то же время финансирование государственных расходов, связанных

Похожие материалы

Информация о работе