Реформирование налоговой системы РФ, сущность реформ

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ответ на постоянную критику о якобы избыточном, невыносимом налоговом прессе, надо отметить, что налоговая система РФ строилась по образу и подобия западных стран, и в целом величина налогообложения в нашей стране не так уж сильно отличается от зарубежной.

Это касается и общего объема налоговых платежей в процентах к валовому внутреннему продукту, и основных налоговых ставок. В некоторых случаях они вообще не отличаются от принятых в других странах. Но в основном проблема состоит в неравномерности распределения налогов между категориями плательщиков. Что здесь имеется в виду? В принципе, налоговая система построена так, что перед ней все равны. Не существует какой-либо дискриминации налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному признаку. Однако весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, тогда как отдельные группы уходят от уплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании. Другая серьезная проблема -это недоимка налоговых платежей в бюджет, на текущий момент 1996 года недоимка в бюджеты различного уровня составила 60 трлн.руб, и только в федеральный бюджет- 30 трлн. руб. Для сравнения: все налоги федерального бюджета составили в 1995 году 150,2 трлн.руб. Главный же недостаток Российской налоговой системы состоит в том, что сегодня налоговая система страны не выполняет своей главной функции, а именно, не обеспечивает полноты поступлений в бюджет, поэтому одной из основных целей налоговой реформы является коренное улучшение формирования доходной базы бюджетов всех уровней. Имеется в виду осуществление мер, относящихся к налоговому администрированию и улучшению налогового контроля, цель которого состоит в обеспечении собираемости налогов. Кстати, именно с этим связано увеличение доли налогов по отношению к валовому внутреннему продукту, которое заложено в бюджет на 1996 год.

Другим серьезным недостатком действующей налоговой системы является ее явно выраженная, фискальная направленность, это проявляется в достаточно высоких ставках налогов на добавленную стоимость и прибыль.

2.2 Причины необходимости реформ

Подводя итоги, можно сказать, что имеются основания и причины для некоторого усовершенствования и реформирования налоговой системы России. Также, эти причины можно рассмотреть несколько в другом ракурсе:

1. Политические

К политическим следует отнести следующие: принятие новой Конституции, большая самостоятельность региональных и местных властей и связанной с этим перераспределение доходов и расходов между бюджетами разного уровня, необходимость демократический преобразований в том числе и во взаимоотношениях между государством и налогоплательщиками.

2. Экономические

-дальнейшее развитие рыночных отношений, появление финансового, фондового, рынка, рынка страховых услуг, нарастание процесса интегрирования российской экономики в мировую.

3. Правовые

-Появление новых правовых институтов, изменение правовых отношений, избыток и частое несоответствие "налоговых" и "неналоговых" законов и подзаконных актов, отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность налоговых документов, нерешенность многих вопросов в налоговом законодательстве, создающая возможности легального и нелегального ухода от налогообложения, практически полное отсутствие механизмов и процедур и, как следствие, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений, чрезмерно жесткий подход к наказаниям за налоговые правонарушения при отсутстствии четкого определения состава этих нарушений и т. д.

2.3 Сущность реформ

Несмотря на очевидную необходимость реформирования налоговой системы ее кардинальная ломка привела бы к негативным последствиям, В настоящее бремя налоговая система России уже содержит целый ряд налогов апробированных мировой практикой и рекомендованных мировым сообществом в качестве наиболее приемлемых форм перераспределения средств общества в условиях рыночной конкуренции. Очевидно, налоговые реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально измениться.,, Очень важно то, что "налоговая революция" автоматически закрыла бы перед Россией возможности вступления в ГАТТ и присоединения к ЕС. Четырехгодичный опыт функционирования отечественной налоговой системы говорит о том, что она , в целом, оправдывает себя. Некоторые меры по реформированию налоговой системы:

1. Запрещается принятие задним числом налоговых законопроектов, как до сих пор часто случась.

2. Запрещается введение налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ.

3. Ставка муниципальных налогов не должна превышать 5% от фонда оплаты труда предприятий и организаций.

4. На региональном уровне устанавливается предел ставки дополнительных сборов 2%.

5. Из 27 действующих сейчас местных налогов будут оставлены всего 7-8.

6. Отменены или изменены некоторые налоговые льготы.

7. Объявляется решительная борьба с так называемым " черным налом". По решению правительства РФ создана и начала действовать комиссия по выработке эффективных мер, направленных на то, что бы этот феномен экономической российской реальности попал в бухгалтерскую отчетность, был учтен, чтобы его вообще не было.

8. Министерство Финансов старается решить проблему неприспособленности налоговой системы к высоким темпам инфляции. При достаточно высоком ее уровне все потери, несет не бюджет

Похожие материалы

Информация о работе