Упрощенная система налогообложения. Основные достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Законе (статья 3) впервые сформулировано понятие субъекта малого предпринимательства. Под субъектом малого предпринимательства понимаются не только “малые предприятия” - юридические лица, но и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Определены признаки “малого предприятия”. Закон предлагает четыре признака, это:

а) коммерческие организации;

б) доля участия в них Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов;

в) доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов;

г) средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

- в промышленности - 100 человек;

- в строительстве - 100 человек;

- на транспорте - 100 человек;

- в сельском хозяйстве - 60 человек;

- в научно-технической сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Закон предусматривает, что средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. Характерно, что в Законе перечислены признаки “малого предприятия”, но нет определения. Эти признаки отличаются от содержащихся в Постановлении Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года N 406. Следует напомнить, что Постановление относило к числу “малых предприятий” предприятия всех организационно-правовых форм, установленных законодательством со среднесписочной численностью работающих не превышающей 200 человек (в том числе в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы - до 15 человек). Но дело даже не в этой разнице, хотя никакого научного обоснования критерия численности для определения “малого предприятия” никогда не приводилось, да и взятый сам по себе этот критерий вызывает сомнения. Ведь высоко автоматизированное производство позволяет при небольшой численности работников функционировать предприятию, которое никак не вписывается в малый бизнес или малое предпринимательство по масштабу деятельности, объему произведенной продукции и т.п. Вероятно небольшая численность работников - это еще не малое предприятие, - необходимы дополнительные, экономически обоснованные критерии, которые могли бы послужить основанием для выработки юридического понятия.

Основная проблема, которая возникает в связи с рассматриваемой нормой, это вопрос о том, можно ли рассматривать “малое предприятие”, как особую организационно-правовую форму предприятия. Казалось, что этот вопрос решен: если в законодательстве Союза ССР малое предприятие рассматривалось, как особая организационно-правовая форма предприятия, то по российскому законодательству “малое предприятие” - это не особая организационно-правовая форма, а предприятие, зарегистрированное в любой организационно-правовой форме и обладающее приведенными выше признаками, которые дают ему право на те или иные льготы, как приоритетному направлению в предпринимательстве. Статья 3 (пункт 3) и статья 4 Закона дают основания для сомнений в этом вопросе. Так, пункт 3 статьи 3 предусматривает, что в случае превышения малым предприятием установленной численности оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течении которого допущено указанное превышение и на последующие три месяца.

В статье 4 речь идет о Государственной регистрации субъектов малого предпринимательства и в ее части 1 предусмотрено, что субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления, установленного Правительством Российской Федерации образца, регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством, а в части 2, что Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из текста очевидно, что предприятие, удовлетворяющее критериям пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона, автоматически (т.е. только потому, что этим критериям удовлетворяет) не может рассматриваться, как малое предприятие, - оно должно пройти государственную регистрацию именно, как “малое предприятие”. При этом Закон ссылается на законы и иные правовые акты Российской Федерации. Но единственный закон, который определяет существующие организационно-правовые формы предприятий - это Первая часть Гражданского Кодекса РФ (далее ГК), которой “малое предприятие”, как организационно-правовая форма неизвестно. Часть 1 статьи 3 Закона предусматривает, что “малые предприятия”- это коммерческие организации, казалось бы, согласуясь в этом с пунктом 1 статьи 50 ГК, но пункт 2 той же статьи ГК предусматривает, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. О “малых предприятиях” речи нет. То же касается и регистрации юридических лиц, порядок которой, если верить статье 51 ГК, будет определен в законе о регистрации юридических лиц. В ныне действующем законодательстве и иных нормативных актах, так или иначе регулирующих регистрацию юридических лиц, норм, посвященных регистрации “малых предприятий”, не имеется. Более того в Постановлении Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года N 406 подчеркивается общий порядок регистрации малых предприятий.

Возможны два варианта рассуждений:

А. Законодатель принял Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” уже после принятия и введения в действие Первой части ГК и предусмотрел в нем дополнительно новую организационно-правовую форму предприятия - “малое предприятие”, которое подлежит специальной регистрации, но не оговорил в Законе порядок такой регистрации, а также не предусмотрел, кем должна производиться регистрация, из чего следует, что регистрация должна производиться в общем порядке;

Б. Закон не предусматривает, что “малое предприятие” является организационно-правовой формой предприятия, но требует дополнительной регистрации предприятия, зарегистрированного в общем порядке и отвечающего специальным критериям для получения им льгот, предусмотренных Законом. Т.е. малое предприятие - это предприятие, зарегистрированное в любой организационно-правовой форме, но получившее еще и специальный статус “малого”, дающий право на льготы. Правильным представляется второй вариант. Тем более, что в статье 22 Закона речь идет о субъектах малого

Похожие материалы

Информация о работе