Правовое регулирование муниципальной собственности в Российской Федерации

Страницы работы

48 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие, состав и разграничения муниципальной собственности

1.1 Состав муниципальной собственности

1.2. Разграничение муниципальной собственности

1.3. Субъекты муниципального права

1.4. Право муниципальной собственности на природные ресурсы

2. Формирование муниципальной собственности

2.1 Приобретение права муниципальной собственности

2.2. Муниципальное имущество

2.3. Муниципальная собственность на землю

2.4. Бюджет муниципального образования

2.5. Прекращение права муниципальной собственности

3. Управление муниципальной собственностью (имуществом)

3.1. Права органов местного самоуправления

3.2. Разграничение полномочий

4. Приватизация муниципальной собственности

4.1 Способы приватизации муниципального имущества

4.2. Отчуждение земельных участков

4.3. Особенности приватизации объектов культурного наследия

4.4 Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения

5. Защита прав муниципальной собственности

6. Управление муниципальным имуществом в городе Москве

6.1. Местное самоуправление в городе Москве

6.2. Состав муниципальной собственности

6.3. Принципы разграничения собственности

6.4. Управление муниципальной собственностью

6.5. Муниципальная собственность на землю

6.6. Способы приватизация муниципальной собственности

Заключение

Литература


Введение

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление[1]. Деятельность всякой власти, реализация ее политики должны быть обеспечены собственными материальными и финансовыми ресурсами. Тем более это актуально для современного периода, когда одной из основных функций власти становится оказание общественно значимых услуг населению. К местному самоуправлению это относится в еще большей мере, чем к государственной власти, так как к задачам местного самоуправления в первую очередь относится удовлетворение основных жизненных потребностей населения.

Принцип соответствия ресурсов местного самоуправления исполняемым функциям нашел отражение в положениях Европейской Хартии местного самоуправления[2] и закреплен Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которой муниципальная собственность признана наряду с государственной, частной и другими формами собственности[3].

Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит свое выражение прежде всего:

þ в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8 Конституции РФ);

þ в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132 Конституции РФ).

Муниципальная собственность является определяющей частью финансово-экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики. Она охватывает умелое использование и распоряжение:

’ имеющимися в собственности муниципального образования денежными средствами,

’ муниципальными предприятиями и организациями,

’ зданиями и сооружениями как производственного, так и непроизводственного назначения,

’ муниципальным жилым фондом и нежилыми помещениями,

’ а также другим движимым и недвижимым имуществом.

Согласно статье 1 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” муниципальная собственность наряду с местным бюджетом и выборными органами местного самоуправления является существенным признаком понятия “муниципальное образование”.

Местное самоуправление - это основной базовый, самый наглядный для населения элемент власти в стране. Это самый близкий к людям, самый низкий, но, вместе с тем, самый близкий к людям уровень власти. Но при этом это - основа власти. Потому что дальше власть уже становится более государственная и менее общественная. В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления. В настоящее время приняты и действуют более 100000 нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления. Законодательная база, определяющая экономическую и хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, далека от полноты и совершенства и не обеспечивает самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Проблема самостоятельности местного самоуправления в решении местных вопросов выходит на первое место по своему значению. Решение данной проблемы немыслимо без передачи местному самоуправлению финансовых ресурсов и объектов муниципальной собственности. Но следует отметить, что вопрос о приобретении и отчуждении муниципальной собственности решен достаточно подробно и вряд ли будет вызывать затруднения при его решении.

Финансово–экономическая самостоятельность местного самоуправления, а на самом деле самостоятельность местного самоуправления вообще может быть обеспечена только в случае наличия достаточных средств для покрытия, как минимум, обязательных расходов местных бюджетов, а также при условии долговременного финансового планирования. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию[4] от 16 мая 2003 года говорится о необходимости развития местного самоуправления, определены стратегические задачи и программа их реализации. Указано на необходимость укрепления экономической основы местного самоуправления, четкого разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями различных уровней. Такая постановка вопроса подтверждает актуальность данной темы.

Указом Президента была создана специальная рабочая комиссия под председательством Дмитрия Козака, которая должна была провести разграничение предметов ведения и полномочий между местным самоуправлением, субъектами Федерации и государственной федеральной властью, для того, чтобы выработать основные принципы и подходы, как к деятельности каждого уровня власти, так и взаимодействия этих уровней власти между собой.

Местное самоуправление один из самых мощных факторов реализации

Похожие материалы

Информация о работе