Формирование связной речи у детей 4 года жизни

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского

Курсовая работа

по дисциплине: методика развития речи

на тему : формирование связной речи у детей 4 года жизни.
Исполнитель :
студентка  курса 654 группы.

Научный руководитель:

   кандидат педагогических наук.

2000

План:

I.   Теоретические основы методики обучения детей дошкольного возраста повествовательной речи.

1. Лингвистические основы методики формирования    повествовательной речи у детей.

2. Психологические основы методики формирования повествовательной речи у детей дошкольного возраста.

3. Проблема обучения детей дошкольного возраста повествовательной речи в литературе.

II.  Практическая часть

Анализ методической литературы и наши наблюдения по проблеме обучения  связной речи детей 4 года жизни показали, что:

-  недостаточно внимания уделяется проблеме формирования связной речи, в том числе и проблеме ………

-  отсутствует четкая структура монологического высказывания у детей; нарушается последовательность изложения, много повторов; наблюдается уход от предложенной темы; дети затрудняются в подборе словесного материала;

Нам представляется необходимым разработать наиболее эффективную методику обучения детей 4 года жизни……….  ………………………………………………………………

Проанализировав календарные планы мы обнаружили, что в практике работы воспитателей редко используются занятия по развитию речи с целью……….; нет четкой системы; недостаточно разнообразны методы и приемы.

Поиск путей решения вопросов обучения….. составили проблему исследования.   Цель настоящего исследования заключается в решении данной проблемы. Предметом исследования является процесс обучения ………

Объектом исследования являются…….

В основу иссл6дования была положена гипотеза, заключающаяся в том, что для более успешного обучения детей 4 года жизни….. необходимо:

Гипотеза позволила определить задачи исследования:

Мы надеемся, что разработанные нами методические рекомендации помогут нам успешно решить проблему обучения детей……

Обучение детей дошкольного возраста повествовательной речи.     

I  Теоретические основы методики обучения детей дошкольного возраста повествовательной речи.

1. Лингвистические основы методики формирования повествовательной речи у детей.

1. Овладение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, это еще и умение связно  рассказывать. (Ф. Сохин).           

Термин «связная речь» в современной науке употребляется в нескольких значениях:

-  процесс, деятельности говорящего.

-  продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание.

-  название раздела работы по развитию речи.

(Ахманова О.С., Глухов Б.А., Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов,

А.Н. Щукин)

Отрезок речи, обладающий значительной протяжностью и расчленяющийся на относительно законченные и самостоятельные части.

По современным представлениям, скорее текст, а не предложение является реальной единицей речевого общения; на уровне текста реализуется замысел высказывания, происходит взаимодействие языка и мышления.

Тексты могут быть диалогического и монологического характера.

Якубинский Л.П. отмечал, что для диалога « будут характерны: сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связанности, и они в высшей степени кратки ».( 30 ) Речь в диалоге может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для этой формы связной речи характерны: краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание.

Очень важно отметить, что для диалога типично использование  шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора.

Диалогическая речь более элементарна по своим характеристикам, чем другие виды речи.

Л.П. Якубинский замечает, что « для крайнего случая монолога будет характерна длительность и обусловленная его связностью, построенность речевого ряда, односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику, наличие заданности предварительного обдумывания и прочее. Но между этими двумя случаями находятся ряд промежуточных, центром которых является такой случай, когда диалог становится обменом монологами …».(30) Для монолога характерны: развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность     (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами

Похожие материалы

Информация о работе