Традиционные и нетрадиционные задания по проверке знаний разного уровня (примеры)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Данный вопрос в методике преподавания психологии. Впрочем, как и любой другой дисциплины, тесно связан с технологией целеобразования обучения. Через контроль, проверку и оценку знаний идет анализ результатов, заложенных в идеальном виде в целях и задачах преподавания учебного предмета. Проверка и оценка знаний выполняют обучающие, контролирующие и воспитывающие функции, дают необходимую информацию для организации учебно-воспитательного процесса и руководства им. От их объективности зависит качество обучения, правильность решения многих дидактических и воспитательных задач. Вместе с тем общеизвестно, что нередко оценка знаний бывает весьма субъективна. Многие начинающие учителя признают самой сложной из своих функций оценку и проверку знаний. Но и наличие стажа не снимает трудностей.

Один и тот же ответ учащегося оценивается неоднозначно разными учителями, причем расхождение в оценках достигает двух, даже трех баллов. Одну и ту же ошибку один преподаватель считает грубой, другой - негрубой, третий - недочетом. Так, правильный, полный, но небрежно оформленный письменный ответ одни учителя оценивают пятеркой, другие - четверкой, а некоторые и тройкой. Одни преподаватели не обращают внимания на орфографические ошибки как в терминах, так и в других словах, другие снижают за них отметки на один или два балла. Какие же факторы влияют на обоснованность, объективность оценки знаний?

1. Наличие единых, общепринятых и одинаково понимаемых целей, которых нужно достигнуть в результате обучения. На практике же мы видим, что цели обучения формулируются очень широко и допускают различную трактовку со стороны учителей: дать прочные знания основ наук, развить логическое мышление, познавательную активность учащихся, мировоззрение и т.д. Не ясно, какие задания, вопросы, упражнения должны выполнить школьники, чтобы показать наличие этих характеристик.

2. Наличие единых объектов контроля. На практике - для одних учителей объект оценки - фактический материал, который усвоили школьники (студенты), для других - способность применять знания на практике, для третьих - способность переносить знания на решение новых задач и т.д. Соответственно оцениваются различные стороны ответа и разрабатывается своя система проверочных заданий.

3. Разработанные методы контроля и оценки системы знаний. На практике - оценка темы, курса или его частей нередко происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых знаний, умений и навыков. Качество и последовательность вопросов определяется каждым учителем интуитивно и часто не лучшим образом. Неясно, сколько надо задать вопросов для проверки всей темы, как сравнить задания по их диагностической ценности.

Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества, недостатки, ограничения. При устной проверке качество ответа невозможно предусмотреть, и поэтому затрудняется оценка выявленных знаний ученика. Учитель должен быстро реагировать на ответ, задавать, если это надо, дополнительные вопросы, требовать полного, развернутого ответа на основной вопрос, осуществлять непосредственный контакт с учеником во время проверки. Сделать все это в процессе урока очень сложно, что, естественно, сказывается на объективности оценки знаний при устном опросе. Письменная проверка, хотя и более объективна, чем устная, также имеет свои сложности. Учитель лишен возможности непосредственно следить за ответом ученика, без чего трудно составить правильное суждение о его знаниях. Письменная речь регулируется особой системой правил, что существенно сказывается на качестве ответов. Сам процесс выражения мысли в письменной форме требует от ученика не только знания материала, но и других умений, которыми он может не владеть, что тоже отражается на оценке ответа.

4. Рациональное использование методов и форм проверки оценки знаний, их дидактическая целесообразность, связанная с характерными особенностями материала предмета, условий работы в классе (аудитории) и др. На практике - нередко наблюдается нерациональность в использовании методов и форм проверки.

5. Систематичность проверки и оценки знаний вместо стихийности, случайности.

6. Общая и специальная подготовка учителя, его личные качества

Похожие материалы

Информация о работе