Особенности работы с учебником на уроках «Окружающий мир» по УМК Н.Ф.Виноградовой

Страницы работы

104 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования и науки Р.Ф.

Федеральное агентство по образованию

Департамент образования и науки Липецкой области

ГОУ СПО Лебедянский педагогический колледж

Специальность (0312) Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области информатики

Тема:

«Особенности работы с учебником на уроках «Окружающий мир» по УМК Н.Ф. Виноградовой»

Выпускная квалификационная работа студента

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

323 группы

3 курса школьного отделения

Научный руководитель

ххххххххххххххххххххххх

Рецензент

ххххххххххххххххххххххх

г. Лебедянь

2005 г.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое обоснование использования учебника «Окружающий мир» на уроках………………………………………………….7

1.1. Роль учебника в образовательном процессе…………………………………8

1.1.1. Место учебника на уроках «Окружающего мира»………………………..8

1.1.2. Проблема в ретроспективе………………………………………………….12

1.1.3. Дидактические функции учебника…………………………………………20

1.1.4. Требования, предъявляемые к учебнику…………………………………..24

1.2. структура учебника «Окружающий мир»…………………………………...27

1.2.1. Общая характеристика структурных компонентов учебника……………27

1.2.2. Особенности содержания учебника «Окружающий мир» для 3-го класса и методика ознакомления с ним учащихся………………………………………..32

1.3. Организация работы с учебником на уроке………………………………...44

1.3.1. Дидактические условия организации работы с учебником на уроке…...44

1.3.2. Приемы работы с учебником «Окружающий мир» на уроке……………49

Глава 2. Практическая экспериментальная работа………………………...59

2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………………60

2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………80

2.3. Контрольный эксперимент…………………………………………………...88

Заключение ………………………………………………………………………..98

Библиография……………………………………………………………………...101

Приложение………………………………………………………………………..104

Введение

С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать в себе необходимый материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала. Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью. Только так учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании.

Использование учебников в учебном процессе имеет давнюю историю. Она отражена в работах Василия Федоровича Зуева конца XVIII века. Дальнейшее развитие эта проблема получила в трудах Ф. Пуцыковича, А. Линберга, Л.С. Севрука, Г.И. Иванова, С. Бобина и других известных педагогов. И сегодня эта проблема не утратила свою актуальность.

К сожалению, работа с книгой в начальной школе занимает все более скромное место. Ориентация педагогов на яркие, запоминающиеся детям методы обучения привела к тому, что работа с книгой — скучная, однообразная, не всегда интересная — оказалась вытесненной другими методами. В результате мы пожинаем горькие результаты: дети читают мало, читают плохо, не всегда понимают прочитанное. По данным педагогических наблюдений, в основной школе более трети учеников имеют проблемы с чтением и пониманием прочитанного. Это значит, что начальная школа не выполняет своей главной задачи. Можно назвать и другие причины, по которым наши дети отучаются нормально читать и понимать прочитанное: засилие телевидения, просмотр которого не требует умственного напряжения, распространение глупых книг с картинками, комиксов, наполненных сюжетами на уровне умственных способностей их составителей и издателей, отучающих детей от серьезного чтения и восприятия книги. На пути национального бедствия должен стать учитель начальной школы, который будет, несмотря на все трудности, приучать детей к чтению. Этим и объясняется актуальность выбранной темы

Проблема: каково значение разных видов работ с учебником в обучении младших школьников «Окружающему миру».

Цель: решение этой проблемы

Объект: урок «Окружающего мира» в начальной школе.

Предмет: разнообразие работ с учебником «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой

Цель нашего исследования раскрывается в системе задач:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

2. Выяснить роль учебников в образовательном процессе.

3. Рассмотреть особенности содержания учебника и методику ознакомления с ним учащихся.

4. Разработать и апробировать систему уроков, используя различные виды работ с учебником.

5. Проанализировать эффективность использования учебников «Окружающий мир» в учебном процессе.

В ходе исследования мы выдвинули гипотезу: эффективность работы

Похожие материалы

Информация о работе