Свободные банковские зоны. Опыт свободных банковских зон в СССР

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Свободные банковские зоны


Введение

Свободные банковские зоны (СБЗ) - обособленные сектора финансовой системы, в которых кредитные средства занимаются у нерезидентов и предоставляются другим нерезидентам при посредничестве финансовых институтов (например, банков), действующих в особо льготных условиях.

СБЗ - важное звено системы международных расчетов. Возникли они с интернационализацией процессов производства и ростом объемов прямого зарубежного инвестирования, повлекших за собой активизацию миграции ссудного капитала. Для создания СБЗ не обязательно выделение географически обособленной территории, иногда достаточным может быть введение обособленной системы счетов в рамках существующей банковской системы.

В свободных банковских зонах существуют следующие льготы: освобождение банков (частично или полностью) от налогов по иностранным операциям или получение ими государственных субсидий; частичное или полное освобождение коммерческих банков от необходимости держать в центральном банке страны минимальные резервные вклады по обязательствам нерезидентов; более либеральные требования банковского надзора относительно собственного капитала и ликвидности; полное или частичное устранение регулирования процентных ставок; более строгое соблюдение банковской тайны и др.

СБЗ, создаваемые в развивающихся странах, называются оффшорными финансовыми центрами (от англ. offshore - заморский). Аналогично зоны, созданные в развитых государствах, называются “внутренними” оффшорными центрами. В отличие от продукции СЭПЗ развивающихся стран, которая не вступает в прямую конкуренцию с продукцией развитых стран, на рынках финансовых услуг даже небольшие развивающиеся страны, бедные человеческими и природными ресурсами, становятся значительными соперниками ведущих финансовых центров западных стран.

Наиболее ярким примером успешной специализации развивающихся стран в международном финансовом бизнесе являются оффшорные центры государств бассейна Карибского моря (Бермуды, Багамы, Панама и др.). Например, в начале 90-х гг. через финансовый центр на Багамах осуществлялось до 1/3 всего объема международных сделок банков США. В конце 80-х годов совокупный объем активных операций иностранных банков в карибских оффшорных центрах составлял свыше 200 млрд. долларов, а их удельный вес в 1985 г. составил в общей сумме международных кредитных активов 13,6 %, уступая лишь показателям лондонского центра (26,3%).

1. Опыт свободных банковских зон в СССР

С момента вступления СССР, а затем и России на путь социальных и хозяйственных реформ возникли ожидания скорого притока иностранных инвестиций.

Бывший пресс-секретарь президента России (1992–1995 гг.) В. Костиков, характеризуя тот период, писал: "В тот период Россия еще пребывала в состоянии эйфории относительно перспектив и эффективности международной и, прежде всего, американской помощи реформам. Президенту Ельцину казалось, что если ему удастся договориться с Дж. Бушем, то будут сняты все преграды на пути капиталов в Россию и на пути русских товаров на мировой рынок. Ельцин исходил из распространенного тогда представления, что Запад просто обязан спасти российскую демократию".

В качестве механизмов привлечения иностранных, в первую очередь институциональных, инвесторов (фирм) были сделаны попытки поощрения развития совместных предприятий и создания свободных экономических зон и зон свободного предпринимательства. В частности, целью экономиче-ской политики руководства тогдашнего Ленинграда было провозглашено создание свободной банковской зоны.

К сожалению, что это такое и как обеспечить массовый приход зарубежных коммерческих банков в наш город (в условиях неблагоприятной экономической ситуации), так и осталось неизвестным широкой общественности, включая работников кредитно-финансовой сферы. Совместное предпринимательство так и не стало сколько-нибудь значительным фактором нашей экономики.

В 1991 году был принят Закон Российской Федерации об иностранных инвестициях, а вслед за ним Указ президента "О либерализации иностранной экономической деятельности на территории Российской Федерации". Закон позволял зарубежным предпринимателям создавать в стране как совместные предприятия, так и полно-стью иностранные фирмы. В 1991 году на совместных предприятиях работало 0,14% общей численности занятых, в 1993 – 0,42%. Казалось бы, троекратный рост всего лишь за два года, однако рост абсолютной численности персонала СП на 200 тыс чел.11 сопровождался снижением общей занятости в экономике на 2,8 млн чел.

Ситуация с совместным предпринимательством может быть проиллюстрирована на примере Калининградской области – "особой экономической зоны", которая по своему географическому положению оптимальна для привлечения зарубежных бизнесменов. По состоянию на 1 мая 2000 года, количество СП в области составило 1494, вклады иностранных партнеров в их уставные капиталы – 511,4 млн руб., таким образом на одно предприятие приходится примерно 12,5 тыс долл. При этом свыше половины взносов приходится на "оффшорные" зоны, такие, как Кипр, британские Виргинские острова и т.д., т.е. в значительной части вывезенные из страны российские деньги. Из числа развитых стран сколько-нибудь значительные вклады

Похожие материалы

Информация о работе