Отчет по конструкторско-производственной практике на базе ОАО «Проектно-конструкторское бюро вагоностроения «Магистраль», страница 2

Насыщение вагонов сложным электрическим и механическим оборудованием потребовало прин­ципиально нового подхода к орга­низации систем управления и диаг­ностики, максимальной автомати­зации сбора, накопления и обра­ботки информации, освобождения проводника от функций контроля технического состояния. Появление компактных и надежных конт­рольных средств, обеспечение кон­троля состояния практически всех основных агрегатов, систем и уз­лов вагона позволили на новом уровне решать задачу перевода пассажирского подвижного соста­ва на обслуживание по техническо­му состоянию. Решение этой зада­чи обусловливается также возмож­ностью передачи информации с движущегося поезда в пункты, об­рабатывающие информацию для принятия решений. Степень готов­ности дорог к использованию таких прогрессивных технологий, после­довательность действий по их вне­дрению была опробована на Ок­тябрьской дороге (ВЧД 8J на при­мере скоростного межобластного вагона модели 9510.

Учитывая, что проектируемый в «Магистрали» пассажирский под­вижной состав содержит до 90 % новизны, а инфраструктура, сло­жившаяся за долгие годы эксплуа­тации, практически не подверга­лась модернизации и ориентирова­на на ограниченный по номенклату­ре и содержанию подвижной со­став, появление новых вагонов тре­бует совершенствования и модер­низации оборудования, а также технологии обслуживания и ремонта.

По инициативе и при поддержке МПС мы приступили к разработке стендового оборудования для ско­ростного пассажирского подвиж­ного состава нового поколения и модернизированных вагонов на базе кузовов, прошедших КВР. Для решения этой сложной задачи были привлечены специалисты ПКБ ЦЛ, ОАО «ТВЗ», НПО «Уралжелдоравтоматизация» (Екатеринбург), АДС «Норд-вест» (С.-Петербург), НИИ Радио (Москва).

Поскольку во все перспектив­ные проекты была заложена идео­логия агрегатного ремонта, уда­лось подойти к ее решению комп­лексно. Разрабатываемое стендо­вое оборудование позволяет осу­ществить входной контроль состо­яния комплектующих, определение технических характеристик и при­чин выхода из строя демонтирован­ных узлов и агрегатов, исключить человеческий фактор и в дальней­шем совершенствовать структуру служб эксплуатации и ремонта пу- тем создания специализированных участков, что приведет к повыше­нию качества обслуживания, квали­фикации персонала, совершенство­ванию связей с поставщиками.

Взаимоотношения ПКБВ «Маги­страль» с МПС строятся на долго­временной договорной основе. Технические задания и требования на вагоны в целом согласовывают­ся в установленном порядке. Про­екты также согласовываются с эк­сплуатирующими организациями. Это позволяет уже на этапе проек­тирования учитывать особенности условий эксплуатации на конкрет­ных дорогах.

За прошедшие пять лет с учас­тием МПС и ОАО «ПФГ «Росвагонмаш» удалось ориентировать ряд российских предприятий на произ­водство составляющих подвижного состава, ранее не выпускавшихся в России. К ним относятся ЗАО «Кросна-Электра» (Москва), производя­щая электрооборудование и блоки его управления, НПП «Полет» (Обнинск) - производство интерьерных конструкций, ОАО «Агрегат» (Уль­яновск) - производство кресел, ОАО «Сатурн» (Москва) - произ­водство электроосветительной ап­паратуры, АО «Электровыпрями­тель» (Саранск) – преобразовательная техника, НИИ Приборострое­ния (Жуковский) - системы управ­ления и диагностики.

Готовы участвовать в поставках для МПС ВАСО (Воронеж), ООО «Цикл-Аэро» (Казань), ОАО «Ратеп» (Серпухов). Разработанные конструкции и сложившиеся связи позволяют видеть в этих поставщи­ках надежных партнеров.

Практически все разработки «Магистраль» ведет с участием головных научно-исследовательских институтов отрасли (ВНИИЖТ, ВНИИАС, ВНИИЖГ), что позволяет учи­тывать последние достижения оте­чественной науки по обеспечению безопасности, в том числе пожар­ной, климатизации, энергоснабже­ния, применения современных ма­териалов, проведения расчетов. Все испытания проводятся с использо­ванием современной лаборатор­ной и исследовательской базы МПС.

Накопленный за пять лет опыт разработки пассажирского подвиж­ного состава, исследование состо­яния рынка пассажирских перевозок с участием Гипротранс ТЭИ по­зволили решать задачу создания нового класса железнодорожных транспортных средств - поездов постоянного формирования. Кон­цепция поезда, лежащая в основе новых проектов, и как следствие значительно большие возможнос­ти компоновочных решений, повышения технических характеристик, комфорта и др., позволит повысить уровень обслуживания пассажиров.

Уже определены области пер­воочередного применения таких поездов, номенклатура и состав оборудования и компоновочные решения вагонов, выбраны соис­полнители. К реализации этого про­екта подключились ОАО «ТВЗ» и ОАО «ДМЗ внедряемых на МБСЗ им. Вой­товича и ВВРЗ им. Тельмана, пока­зал возможность качественного скачка в организации производства, повышения уровня выпускаемой продукции, способность работы в единой базе данных при использо­вании компьютерных технологий.

Задача достижения соответствия проекта уровню производства и эксплуатации является залогом по­вышения и общего уровня вагоно­строения.

Коллектив ОАО ПКБВ «Магист­раль» видит свою задачу в создании ПС по своим эстетическим, потребительским и техническим характеристикам в полной мере удовлетворяющих современным требованиям.

Комплексное использование САПР.

Современный проектировщик должен располагать средствами, позволяющими в кратчайшие сро­ки создавать принципиально но­вые изделия, подвергать их ин­женерному анализу, параллельно корректируя проектную докумен­тацию, и добиваться оптимальных параметров еще до создания физического прототипа. Структу­ра и форма информации, получа­емой в результате проектных ра­бот, должна соответствовать тре­бованиям, предъявляемым совре­менными технологиями организа­ции производства и эксплуатации. Такие информационные техноло­гии, позволяющие отслеживать весь жизненный цикл изделия, ши­роко используются в мировой практике и носят название CALS-технологии («Compute r-Aided Logistic Support» или «Continuous Acquisition and Life Cycle Support»). ПКБВ «Магистраль» уже изна­чально было ориентировано на использование систем автомати­зированного проектирования (в международной терминологии CAD/CAM систем.). Построение программно-аппаратного комп­лекса автоматизированного про­ектирования базировалось на сле­дующих принципах: