Стратегическое планирование в городах России (обзор по результатам оценки качества стратегического планирования в 20 городах)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Леонтьевский центр при поддержке Фонда Евразия

Стратегическое планирование в городах России

обзор по результатам оценки качества  стратегического планирования в 20 городах

Введение. Состояние стратегического планирования в России и общий подход к оценке

1. Как проходила оценка качества стратегического планирования

2. Общий обзор результатов оценки

3. Слабые стороны в процессе стратегического планирования

4. Рекомендации местным властям по повышению эффективности стратегического планирования

5. Рекомендации для поддерживающих структур по обмену опытом и информационно-методической поддержке стратегического планирования

Приложение. Список городов России, использующих стратегическое планирование

Санкт-Петербург

март 2002 г.


Введение. Состояние стратегического планирования в России и общий подход к оценке

Территориальное стратегическое планирование, понимаемое нами как самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде, получило распространение в развитых странах с восьмидесятых годов прошлого XX века. В России по мере становления местного самоуправления и рыночных реформ у местных властей и городских сообществ также возникла потребность и появилась возможность перехода от административного иерархического планирования к стратегическому планированию.

Первый в России Стратегический план Санкт-Петербурга, нацеленный на повышение конкурентоспособности города и разработанный на новых принципах широкого общественного участия, был принят в конце 1997 г. Он получил широкую известность и стимулировал многие города и субъекты Российской Федерации к началу подобных разработок. Эта деятельность стала особенно активной с 1999 г. благодаря поддержке ряда проектов программы ЕС Тасис, Фонда Евразия, Фонда Сороса. Сейчас уже около 35% городов России имеют или разрабатывают те или иные документы, определяющие перспективы развития города. Примерно половина этих документов включает элементы стратегического планирования.

Исследования Леонтьевского центра, основанные на результатах изучения информационных ресурсов и специального анкетирования городских и региональных властей, позволили  составить список городов России, в той или иной степени использующих стратегическое планирование (Приложение).

Почти половину списка составляют города, участвовавшие и участвующие в проекте "Стратегии развития малых городов" программы Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) "Малые города России" – 75 городов.

Заметно и влияние деятельности Фонда Евразия – ряд городов получили импульсы к стратегическому планированию в результате участия в проектах этого Фонда, в том числе в результате проекта Леонтьевского центра "Информационная и методическая поддержка стратегического планирования в городах и регионах России с использованием Интернет". Активно работает в данном направлении и Тасис. По проектам Муниципальный менеджмент в России, МЕРИТ 1, Бистро, Усиление синергии получили поддержку в освоении стратегического планирования 5 шахтерских городов, все города Псковской и Ленинградской областей, Вологда, Калининград, Сочи, Санкт-Петербург и Ленинградская область и др. Присутствует на этом поле и DFID, финансирующий консультантов, помогающих властям Екатеринбурга, Нижегородской области, Санкт-Петербурга.

На распространение стратегического планирования на муниципальном уровне оказывает большое влияние позиция региональных властей. Так, проведенные в 2000 г. в Псковской области и в 2001 г. в Ленинградской области, конкурсы на лучшую концепцию (стратегический план) развития муниципального образования обусловили высокую представленность в списке городов из этих регионов. С регионального уровня активизируется деятельность в Челябинской области, Красноярском крае, Пензенской области, Бурятии, Якутии, Карелии, Хабаровском крае.

По нашему мнению, имеющаяся информация позволяет оценить максимальное количество городов России, знакомых со стратегическим планированием и использующих его элементы на практике, цифрой 200. Количество муниципальных образований (городов и районов), разрабатывающих разнообразные концепции и программы долгосрочного развития может быть оценено цифрой 350 (около трети от общего числа).

Из 200 городов, по нашей оценке использующих элементы стратегического планирования, теперь уже почти 40% (80 городов) продвинулись в создании Стратегического плана в точном смысле этого понятия.

Наиболее продвинутыми в процессе стратегического планирования являются города, получавшие финансовую и методическую поддержку. Таких городов около 100. Размер поддержки, при этом,  весьма различен. Если Санкт-Петербург в свое время смог потратить на разработку несколько сотен тысяч долларов, то для городов-участников программы «Малые города» Фонда Сороса на каждый город пришлось 20-25 тыс. (грант на компьютерную технику, грант на консультантов, участие в нескольких тренингах). Участники конкурсов Ленинградской и Псковской области получали лишь методическую помощь в виде тренингов, семинаров и нескольких человеко-дней работы консультантов, что можно оценить в 5-7 тыс. долл. на каждый город.

Надо признать, что качество стратегического планирования и работы консультантов не всегда высоки. Систематически недооцениваются аспекты стратегического планирования, связанные с общественным участием и активизацией местного сообщества, институциональным обеспечением реализации. Часто анализ конкурентных преимуществ и целеполагание проводятся формально и непрофессионально. Бывают случаи, когда конкретная аналитическая работа подменяется глобальными общефилософскими дискуссиями, оканчивающимися очевидными и неконструктивными выводами,  либо, наоборот,  под видом стратегического протаскивается прежнее комплексное приземленное псевдо точное и излишне детальное планирование советского образца. Такая подмена способна полностью дискредитировать саму идею стратегического планирования.

Как нам представляется, можно выделить два главных признака

Похожие материалы

Информация о работе