Естествознание и псевдонаучные отрасли. Современные материалы и перспективные химические процессы

Страницы работы

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

1. Естествознание и псевдонаучные отрасли

2. Современные материалы и перспективные химические процессы

Литература

1. Естествознание и псевдонаучные отрасли

НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

Теория является высшей формой организации научного знания, дающей целостное представление о существенных связях и отношениях в какой-либо области реальности. Разработка теории сопровождается, как правило, введением понятий, фиксирующих непосредственно ненаблюдаемые стороны объективной реальности. Поэтому проверка истинности теории не может быть непосредственно осуществлена прямым наблюдением и экспериментом.

Чтобы четко разграничивать псевдонаучные идеи от собственно науки разными направлениями методологии науки сформулировано несколько принципов:

Принцип верификации: какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту или высказываниях о нем, т.е. эмпирически проверяемо. Принцип фальсификации: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость или опровержимость. Иначе говоря, только то знание может претендовать на звание "научного", которое в принципе опровержимо (метод предложен философом XX в. К. Поппером).

Работающие в науке ученые интуитивно чувствуют подлинно- и псевдонаучный характер знания, так как ориентируются на определенные нормы и идеалы научности, некие эталоны исследовательской работы. В этих идеалах и нормах науки выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Хотя они исторически изменчивы, но во все эпохи сохраняется некий инвариант таких норм, обусловленный единством стиля мышления, сформированного еще в Древней Греции. Его принято называть рациональным. Этот стиль мышления основан, по сути, на двух фундаментальных идеях:

— природной упорядоченности, т.е. признании существования универсальных, закономерных и доступных разуму причинных связей; и

— формального доказательства как главного средства обоснованности знания.

В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют следующие методологические критерии:

 универсальность, т.е. исключение любой конкретики — места, времени, субъекта и т. п.;

 согласованность или непротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания системы знания;

 простота; хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов;

 объяснительный потенциал;

 наличие предсказательной силы.

Эти общие критерии, или нормы научности, входят в эталон научного знания постоянно. Более же конкретные нормы, определяющие схемы исследовательской деятельности, зависят от предметных областей науки и от социально-культурного контекста рождения той или иной теории.

Способность исследователей длительное время работать в неких предзаданных рамках, очерчиваемых фундаментальными научными открытиями, стала важным элементом логики развития науки в концепции Т. Куна. Он ввел в методологию принципиально новое понятие — "парадигма" (буквальный смысл этого слова — образец). В нем фиксируется существование особого способа организации знания, подразумевающего определенный набор предписаний, задающих характер видения мира, а значит, влияющих на выбор направлений исследования. В парадигме содержатся также и общепринятые образцы решения конкретных проблем.

Альтернативную модель развития науки, также ставшую весьма популярной, предложил И. Лакатос. Его концепция, названная методологией научно-исследовательских программ, по своим общим контурам довольно близка к куновской, однако расходится с ней в принципиальнейшем пункте. Лакатос считает, что выбор научным сообществом одной из многих конкурирующих исследовательских программ может и должен осуществляться рационально, т.е. на основе четких, рациональных критериев. Среди множества концепций концепции Г. Куна и И. Лакатоса считаются самыми влиятельными реконструкциями логики развития науки во второй половине XX в.

Методы естествознания могут быть подразделены на группы:

а) общие методы касаются всегоестествознания, любого предмета природы, любой науки. Это - различные формы диалектического метода, дающего возможность

Похожие материалы

Информация о работе