Древнейшее время на территории России. Развитие России в пореформенный период (Материалы к семинарам № 1-10 по дисциплине "История")

Страницы работы

45 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Семинар №1. Введение. Древнейшее время на территории России

Вопрос №1. Место и роль истории в системе человеческих знаний. Предмет и задачи курса истории Отечества.

"Historia vero testis temporum, lux veritatis, vita memoriae,magistra vitae, nuntia vitustatis, qua voci alea nisi immortalitati commendatur ?  " - "История свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни,  вестница старины - в чем,  как не в речи  оратора, находит бессмертие ? - Цицерон".

Долгое время  история рассматривалась не как наука,  а относилась к литературе и искусству. Не случайно в греческой мифологии покровительницей  истории  считалась  одна из муз,  изображавшаяся в виде молодой женщины с одухотворенным лицом и со свитком папируса или пергамента  в руке.  Имя  музы истории - Клио - произошло от греческого слова "прославляю". И действительно, первые летописи, хроники, биографии посвящались в основном, прославлению правителей.

Итак, что же такое история?  Слова это заимствовано из  греческого языка,  где  так называлось повествование о событиях.  Представление о том,  что такое история и чем она должна заниматься, исторически видоизменялась.

В настоящее время термин "история"  используется,  как  правило, в двух смыслах:  во-первых, для обозначения процесса развития человеческого общества,  личности во времени; во-вторых, когда речь идет о науке, которая изучает этот процесс.

Кроме того,  сегодня в мировой исторической литературе  встречаются самые  разнообразные  определения предмета истории,  вплоть до диаметрально противоположных (насчитывают до 30 дефиниций  предмета  истории как науки).  Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами.

Историки, стоящие на материалистических позициях,  считают, что история как наука изучает конкретные,  ограниченные определенными пространственно-временными рамками,  закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей.

Господствующим в западной науке убеждением является то, что главным объектом изучения в истории является  человек.  Известный  французский историк  Марк  Блок  определил историю как "науку о людях во времени", причем на первый план выдвигал духовную сторону деятельности человека, считая,  что  предмет истории " в точном и последнем смысле – сознание людей".

Серьезные расхождения между учеными различных концепций касаются не только определения предмета истории,  но  и  объяснения  исторического процесса.

В марксистской историко-материалистической концепции конечной  причиной  и  решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считается труд,  производство, способ производства. Наряду с этим признается и особенное в историческом процессе - исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т.д.),  а также единичное – деятельность исторических личностей.

Среди западных концепций широкое распространение получила плюралистическая интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития,  а считается, что в обществе действуют множество разнопорядковых факторов,  которые регулируются многообразием  интересов различных социальных организаций и групп. Например, американский социолог и историк  Р. Пайпс  и  английский  историк Т. Самуэли  так определили исключительность истории (и место во всемирно-историческом процессе) России: 

1. Бедность почвенно-климатических условий,  что обусловило патримониальную форму государственного правления.

2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства. 

3. Заимствование христианства у Византии,  которое привело к игнорированию "аналитического разума",  к упрочению авторитарной власти.

4. Особые, свойственные русской нации,  этнические характеристики.  В силу этих причин - в России отсутствовала почва для формирования демократических традиций и институтов.

На каких бы мировоззренческих позициях не находились историки,  все они используют в своих исследованиях научный аппарат, определенные научные  категории "историческое время".  В этой категории любое событие можно измерить временными и пространственными характеристиками.  А история как процесс - это не просто множество рядом расположенных точечных событий, а именно движение от события к событию.

С понятием  "историческое  время" неразрывно связана периодизация - как форма количественного (временного) обозначения  исторических  процессов. Первую попытку периодизации всемирной истории сделали историки - гуманисты.  Средневековье они рассматривали как упадок, прежде всего - упадок культуры, а свое время оценивали как Возрождение.

Идеологи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо) делили  историю  человечества  на три периода: естественного состояния, дикого и цивилизованного.

Позже возникли и другие  теории  периодизации.  Английский  историк А. Тойнби (30-е годы XX в.) полагал, что в истории существовали так называемые локальные цивилизации (всего он выделил 21 цивилизацию). Каждая из них проходит стадии зарождения, роста, разложения и гибели

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
569 Kb
Скачали:
0