Общественные движения в России во II половине XIX века: народничество. Внешняя политика русских земель в период раздробленности в XII-XV веках

Страницы работы

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общественные движения в России во II половине XIX века: народничество

2. Внешняя политика русских земель в период раздробленности в XII-XV веках

Литература


1. Общественные движения в России во II половине XIX века: народничество

НАРОДНИЧЕСТВО - идеология и движение разночинной интеллигенции в России во 2-й половине XIX в. Выступало против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. Народничество - разновидность крестьянской, общинной социалистической утопии. Родоначальники - А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, идеологи - М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Основные народнические организации 1860-80-х гг. - ишутинцы, "чайковцы" (организаторы "хождения в народ"), "москвичи", "Земля и воля", "Черный передел", "Народная воля".

Во 2-й пол. 1880-х - 1-й пол. 90-х народничество переживало кризис, вызванный разгромом "Народной воли". Возросло влияние либерального народничества (Н. К. Михайловский и др. публицисты журнала "Русское богатство"), но не прерывалась и революционная традиция (Группа народовольцев в Санкт-Петербурге, другие местные кружки и организации). Возрождение революционного народничества в кон. 1890-х - нач. 1900-х гг. (т. н. неонародничество) связано с деятельностью партии эсеров. Под влиянием Революции 1848 года во Франции среди передовой молодёжи зрели революционные настроения, складывались кружки единомышленников, на которых обсуждались проблемы крестьянской революции в России. Одной из таких групп-была группа Петрашевцев, также состоявшая в основном из дворян, арестованных и судимых в конце 1849 года.

На смену декабристам в 1859-61 годы пришло движение с идеей крестьянской демократии и утопического социализма. Революционными демократами считали крестьянство единственной революционной силой, пологали, что Россия после уничтожения крепостного права путём революции минуя капитализм, прийдет через крестьянскую общину к социализму. Эти идеи проникали в разные слои общества и их носителями были газета "Колокол" и журнал "Современник". "Колокол"-газета, издававшаяся с 1857-1867 годах А. И. Герценом и Н. Л. Огарёвым (дворянами) в Лондоне, затем в Женеве, выходя 1-2 раза в месяц. Она выступала против самодержавия, осуждала антинародный характер "крестьянской реформы" 1861 года. Журнал "Современник" основан был ещё Пушкиным А. С. в 1836 году и издавался до 1866 года. История этого журнала является ярким примером перехода революционных идей от дворянства к разночинцам, выходцам из разных сословий. Так 1838-46 годах в редакцию журнала входили: П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, А. А. Краевский, В. Ф. Одоевский, П. А. Плетнёв (дворяне), 1847-66 годах Н. А. Некрасов, И, И, Панаев (дворяне), ведущим критиком был В. Г. Белинский (сын уездного врача). Сотрудниками журнала были Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов (из духовенства). К началу 1860 годов "Современник" один из самых популярных русских журналов, число подписчиков возросло с 3 тысяч (1856) до 7 тысяч (1861). В 1862 году издание "Современника" приостановленно на 8 месяцев, а его идейный руководитель Чернышевский Н. Г. арестован. В 1863 году возобновлено под фактическим руководством Некрасова, Салтыкова-Щедрина. В обстановке усилившегося после поражения польского восстания (1863-64) цензурного гнёта тираж "Современника" сократился до 4, 2 тысяч экземпляров. В июне 1866 года после покушения Д. В. Каракозова на императора Александра 2 журнал был закрыт. Однако идеи, которые пропогандировал журнал сформировали новое движение -народничество (1861-1895). Родоначальниками народничества были Герцен А. И. и Н. Г. Чернышевский. Народники были сторонниками свержения самодержавия путём крестьянской революции и установления социализма, основу которого они видели в крестьянской общине. Главной революционной силой считали крестьян и интеллигенцию, не верили в возможность развития в России капитализма, а следовательно, и рабочего класса. Они считали капитализм упадком регрессом. К концу 60-х начало 70-х годов наибольшее распространение среди народников получили идеи Бакунина М. А. -, Лаврова П. Л. -из семей помещика, Ткачёв П. Н. -из семьи мелкопоместного дворянина. В 1875 оду в Москве возникла "Всероссийская социально-революционная организация", участники которой пытались наладить революционную пропаганду среди рабочих Москвы и некоторых других городов;судились по "процессу 50-ти". В эту организацию входили:Гоц М. Р. (из богатой купеческой семьи), Алексеев П. А. (из семьи рабочего). В 1876 году была создана новая народническая организация, получившая в 1878 году название "Земли и Воли". Главные деятели её в основном были из дворян (Плеханов Г. В., Михайлов А. Д., Кравчинский С. М., Фигнер В. Н., Перовская С. Л., Засулич В. И. )[1], в состав её входили и мещане -Натансон М. А., Аптекман О. В., Рысаков Н. И., и крестьяне –Желябов А. И., Михайлов Т. М., из семьи священослужителя Кибальчич Н. И.. В последствии это организация распалась на 2 организации:"Черный передел" и "Народная воля", причина распада была из-за разногласия по вопросам политической борьбы и индивидуального террора. В 80-х годах берёт направление либеральных народников-Кривенко Н. И. (рабочий), Южаков С. Н. (дворянин). Они встали на путь примерения с царским правительством. В 1901 году в результате оъединения народнических кружков и групп

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
154 Kb
Скачали:
0