Введение христианства на Руси. Слияние язычества и православия

Страницы работы

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Религия восточных славян накануне крещения Руси

2. Процесс принятия и распростронения христианства на Руси

3. Сопротивление со стороны языческого населения и княжеская политика по его подавлению.

4. Слияние язычества и православия

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Среди конфессий, исторически сложившихся в пределах восточного направления христианства, самое видное место занимает православие. По приблизительным оценкам оно охватывает ныне около 100 млн. приверженцев. Наибольшее распространение православия получило в России, странах Восточной Европы, в Греции и на Кипре, ряде государств Африке и Ближнего Востока. Судьба православия непосредственно связана с превратностями, выпавшеми на долю его церковных институтов. Становление православной церковности и её путь в истории- это процесс, наполненный великими прозрениями и прискорбными ошибками, подвигами веры и уступками мирским слабостям, впечатляюшими достижениями религиозной мысли и явным обскурантизмом, образцами подленного благочестия и нередким расхождением слов с делами.

В общем, православие выступает как явление сложное и многогранное, не укладывающееся в рамки какой-то унифицированной шкалы оценок.

Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к христианству. Состоящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. По Р. Х стала превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т.е. религиозно. Медленное распространение христианства среде варяжских и славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на Византию, и в торговли с христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто совпадали). Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени проводили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Византии, где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с христианской верой.

Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на непонимании воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил. Представления об этих силах соотносились с родоплеменным бытом, с особенностями местности, со специфическими занятиями населения, Поэтому серьезные изменения в быте ставили под сомнение различные элементы верования, порождали религиозный кризис(так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить своих представлений о них, переселившись на равнину).

Не удивительно, что наибольшую восприимчивость к перемене религии показывала самая активная часть общества: воины и купцы. Некоторые историки, как О. М Соловьев и А. В Карташев, принимают факт крещения Аскольда и Дира, ходивших на Константинополь в 860 году. Но это был не государственный выбор веры, а личный. Тем не менее крещение отдельных влиятельных людей способствовало знакомству всего населения с христианством. Часто побуждением перехода в другую религию была победа христианского народа над язычниками: "Чужо Бог" сильнее. Известны также и миссионерские подвиги: Андрей Первозванный, св. Кирилл.

Но настоящих фанатов язычества было немного, хотя обряды любили и совершались. В городах на пути из варяг в греки было много купцов, среди которых было много христиан. Также много крещенных было среди дружинников. В то время, в середине X в., в Киеве стояла церковь Илии Пророка. Во 2-ой половине X в. Существовали православные храмы в Новгороде. В других городах на пути из варяг в греки.

1. Религия восточных славян накануне крещения Руси

Согласно не которым современным церковным авторам, дохристианское общество Древней Руси : " смрадный и жестокий мир ", где господствовало " темное, озлобленное, мстительное язычество". Так же оценивали язычество известные церковные историки 19 в. Макарий, Филарет и др. Они также отрицали какую- либо развитость и культурную и общественную значимость языческого мировозрения. К негативным заключением относительно его развития пришел такой известный исследователь, как Е. В. Аничков : " Особенно убого было язычество Руси : жалки ее боги, грубы культ и нравы, "- писал он. При этом имелись и в корне противоположные взгляды. Так М. В. Ломоносов, активно интересуясь древнерусской мифологией, проводил сранительно - исторические параллели с греческой и римской языческими религиями.

Он отождествлял древнерусского Перуна с античным Зевсом, сказочных полканов с кентаврами и заключал : " Мы бы имели много басней(мифов), как греки, есть ли бы науки в идолопоклонстве у россиян были. " Вот почему изучение дохристианских времён, правильное освещение

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
144 Kb
Скачали:
0