Российские геополитические доктрины. Геополитические потери России

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Часть третья. Вызовы грядущей эпохи

Российские геополитические доктрины

Геополитические потери России

Вызов военный

Вызов либерально-демократический

Для того, чтобы правильно сформулировать «русский ответ» на основные геополитические вызовы грядущей эпохи, в первую очередь необходимо рассмотреть, как эволюционировали российские геополитические доктрины в прошлом. Наша бурная история не раз ставила перед российским государством трудные, порой казалось - неразрешимые задачи. И тем не менее на протяжении веков Русь мужала и крепла, восходя «из силы в силу», несмотря на все препятствия, войны и социальные потрясения. Сегодня катастрофическое ухудшение геополитического положения страны настоятельно требует, чтобы этот драгоценный опыт был востребован современными политиками и внимательно изучен.

Российские геополитические доктрины

Процесс превращения России в могущественную державу нельзя понять без анализа ее геополитических доктрин, т.е. тех базовых понятий и представлений, которыми руководствовалась русская политическая элита в определении главных, стратегических направлений внешней и внутренней политики государства. Геополитическая доктрина, зачастую не имея статуса официально принятого документа, на уровне религиозных или идеологических постулатов существовала всегда.

Конечно, все можно попытаться объяснить рядом случайных факторов: расстановкой политических сил на международной арене и внутри страны, симпатиями и антипатиями конкретных деятелей, принимавших решения, наконец - импульсивными порывами руководителей государства. Однако, рассматривая эпоху в целом, сравнивая основные направления территориальной экспансии государства на протяжении веков, нельзя не заметить наличия устойчивых приоритетов, которые уже невозможно объяснить причудливой игрой случая.

При этом геополитические доктрины несводимы к доктринам идеологическим или военным, хотя и тесно с [c. 117] ними связаны. Идеологические доктрины служат, как правило, лишь «гуманитарным обеспечением» коренных геополитических интересов государства. Военные же доктрины правильнее было бы рассматривать как один из способов реализации геополитических воззрений в ту или иную эпоху. [c. 118]

Последний Рим

Первой геополитической доктриной единого и централизованного русского государства стала политическая трактовка религиозной теории инока Филофея «Москва - Третий Рим».

Монах Псковского Елеазарова монастыря Филофей53 в своих посланиях к великим князьям Василию III, Ивану IV и дьяку Михаилу Мунехину сформулировал идею о высшем предназначении России как последней хранительницы и защитницы вечных, надмирных истин. В одном из посланий он писал: «Теперь все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это - российское царство: ибо два Рима пали в ересях, а третий стоит, а четвертому не бывать»54.

Появление этой доктрины далеко не случайно пришлось на начало XVI столетия. В 1453 году под натиском турок-османов пала столица Византийской империи, центр вселенского православия, город Константинополь - второй Рим, наследник славы и мощи великой Римской Империи. Одновременно произошло стремительное возвышение Москвы и объединение русских земель в единое государство. Это удивительное совпадение двух противоположных процессов требовало объяснения.

Идея Москвы как Третьего Рима такое объяснение давала. Два Рима, являвшиеся хранителями истинной веры [c. 118] и держателями мирового порядка, пали «в ересях», т.е. утратив свою духовную основу. Теперь центр мирового христианства перемещается в Москву, русский народ и русская держава становятся законными наследниками одновременно имперской римской государственности и духовных святынь вселенского православия. Отныне и до последних времен они призваны Богом хранить это грандиозное наследие в чистоте и непорочности. Так можно вкратце сформулировать основные положения теории Филофея.

К XVII веку, ко времени царствования Алексея Михайловича религиозно-историософская концепция «Москва - третий Рим» окончательно приобрела собственное политическое звучание и превратилась в официальную геополитическую доктрину Кремля. Русское государство стало рассматриваться его руководителями не только как хранитель «древнего благочестия», но и как законный покровитель и защитник всех православных христиан. Именно такое самовоззрение русского общества позволило Москве осуществить важнейший исторический прорыв - воссоединить Украину с остальными русскими землями.

С практической точки зрения это решение было очень сложным: Россия еще не окрепла после Смутного времени. В этих условиях вступать в конфликт с сильной тогда Польшей, учитывая сохранявшиеся польские претензии на русский престол, было весьма рискованно. Неслучайно для принятия решения по вопросу о воссоединении был даже созван специальный Земский Собор.

Если бы политическое руководство страны, решая эту проблему, руководствовалась только интересами сиюминутной безопасности государства, то объединения с Украиной могло и не произойти. Однако на соборе победу [c. 119] одержало представление о России как защитнице православия во всем мире. Не зря самым решительным сторонником вмешательства России

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
334 Kb
Скачали:
0